Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого бизнеса и
предпринимательства
Малый бизнес играет важную роль в экономике любой страны. Проблемы развития малых предприятий являются актуальными как для стран как с рыночной, так и с переходной экономикой.
В современных условиях необходимо чётко представлять первостепенную роль малого бизнеса в ситуации перехода в рыночную экономику. Феномен малого бизнеса необходимо чётко и тщательно исследовать. Это поможет ясно видеть текущую экономическую ситуацию в республике, а также предполагать возможные пути развития национальной экономики.
Современная экономика развитых государств в значительной степени представлена малыми частными предприятиями. Они создают рабочие места, по доступным ценам и качественно одевают, кормят, обслуживают население и даже крупный бизнес. В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность и другие. [8, с.11]
Необходимо различать понятия «бизнес» и «предпринимательство».
Предпринимательству большое внимание уделяли классики экономической теории такие, как А. Смит, Д. Риккардо, Ж.Б. Сей, А. Маршалл.
Предпринимательская деятельность в соответствии с классической экономической теорией представляет собой специфический фактор производства, предполагающий использование инициативы, риска и смекалки при организации производства. Предпринимательская способность - это особый вид человеческого капитала, представленный деятельностью по координации и комбинированию остальных факторов производства таких, как труд, земля, капитал в целях создания благ и услуг. Предприниматель выбирает такую технологию, при которой дефицитный или сравнительно дорогой фактор производства используется в меньшей мере.
По мнению Г.М. Гукасьяна, «не всякая хозяйственная деятельность считается предпринимательской, а лишь та, которая связана с риском, инициативной предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском». А. Смит характеризовал предпринимателя как «собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли». [10, с. 86]
По мнению Шумпетера, «осуществление разных комбинаций ресурсов - это необходимое звено деятельности предпринимателя». Они охватывают пять направлений: изготовление нового блага, создание нового качества старого блага; внедрение нового метода производства; освоение нового рынка сбыта, получение нового источника сырья или полуфабриката, проведение необходимой реорганизации производства. На каждом новом отрезке времени могут появляться новые комбинации. [10, с. 155]
Таким образом, предпринимательство предполагает использование различных комбинаций факторов производства, руководствуясь потребностями неизбежного снижения издержек производства.
Рассмотрим подход к понятию «бизнес».
Бизнес, согласно И.М. Лемешевскому, «есть деятельность, направленная на создание условий, необходимых для удовлетворения собственных потребностей через удовлетворение потребностей других членов общества». Под бизнес-деятельностью он понимает «стремление предприятия как хозяйствующего субъекта получить максимальный доход и прибыль лишь определённого круга людей». [2, с. 234]
Публикации по экономике >>>
Модернизация экономики и экономическая теория
Тема курсовой работы "Модернизация экономики
и экономическая теория" по дисциплине "Основы экономической
теории".
В Украине разработана и реализуется программа
модернизации экономики, направленная на создание эффективной экономики,
способной решать сложные социально-экономические проблемы. Поэтому
экономическая наука и ее сердцевина - экономическая теория - должны не только
сосредоточитьс ...
Машиностроительный комплекс Свердловской области
Актуальность исследования состоит в том, что в
условиях развития в Российской Федерации рыночных отношений коренным образом
изменились организационно-экономический механизм и правовые формы
взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями
товарно-материальных или нематериальных ценностей. В значительной степени эти
изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса, ...