Проблемы формирования и стимулирования малого инновационного бизнеса в РБ

Всем известна нерадостная ситуация, сложившаяся в нашей стране. Рост инфляции, девальвация, рост цен, причём зарплаты остаются прежними, рост госдолга и тд. Причина: мировой экономический кризис, сложившееся отрицательное сальдо около 4 млрд $ [12], а к концу этого года прогноз говорит о 6 млрд отрицательного внешнеторгового сальдо, причиной которому нехватка своих ресурсов, особенно энергоресурсов, огромные расходы на комплектующие материалы, большую часть которых можно было бы произвести на территории страны, что оказывается невыгодно ввиду неконкурентоспособности нашей продукции. Причин этому много: нерентабельность предприятий, устаревшее оборудование, высокая налоговая нагрузка и тд. Вспомним также о поставленных задачах последней пятилетки [рис. 1], а задачи эти труднодостижимые, особенно учитывая состояние национальной экономики.

Рисунок 1. Задачи правительства по развитию экономики [11].

Одним словом экономику нужно стабилизировать. Я вижу эту стабилизацию путём увеличения экспорта и уменьшение импорта. Для этого необходимо повысить конкурентоспособность отечественных товаров, влаживать огромные капиталы в обновление материально-технической базы производства, а также ряд других мер. Но вернёмся к моей теме. И так, нас будет интересовать именно повышение конкурентоспособности товаров, которое можно добиться с помощью инновационной деятельности. Тут мы и сталкиваемся с рядом проблем. На мой взгляд, самыми важными из них являются:

· несовершенство и нестабильность законодательства;

· серьёзная налоговая нагрузка (налог на прибыль 24%, налог на доходы 5-15%, НДС 20%, подоходный налог 12%, обязательные страховые взносы 34% .[4]) и сложность налоговой документации, что, в свою очередь, отпугивает инвесторов;

· высокая стоимость нововведений и очень высокий экономический риск;

· недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;

· нехватка собственных денежных средств и недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

· отсутствие отлаженной системы взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры;

· недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в регионах Беларуси;

· низкая инновационная восприимчивость предприятий;

· невосприимчивость экономики нашей страны к высоким рискам венчурных инвестиций;

· длительные сроки окупаемости нововведений;

· недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта;

· низкий спрос у потребителей на инновационную продукцию;

· неразвитость инновационной инфраструктуры;

· сложности в обеспечении правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и высокий уровень правонарушений в области инноваций;

· серьезные проблемы с обновлением и поддержанием в работоспособном состоянии материально-технической базы науки, в том числе уникальных экспериментальных комплексов. Среднегодовой коэффициент обновления основных фондов науки составляет примерно 5%, что почти в 3 раза ниже уровня, рекомендуемого современной экономической наукой. В НАН Беларуси физический и моральный износ основных фондов составляет 60%, а обновляемость основного оборудования уже несколько лет не превышает 3%.

И это лишь основные. Радует то, что правительство, понимая роль малых предприятий, идёт по пути решения этих проблем на законодательном уровне. Основополагающим документом государственной политики поддержки предпринимательства в Беларуси является закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства». В соответствии с ним разрабатываются и последовательно реализуются государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 3-летний период. В частности, в программе на 2010-2012 годы предусмотрено:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Механизм формирования прибыли предприятия на примере ОАО Алтайкрайгазсервис
Прибыль как конечный финансовый результат на всех этапах развития экономики всегда имела огромное значение для эффективной работы предприятий и организаций. Значение прибыли для хозяйствующих субъектов существенно возрастает, так как от этого зависит дальнейшее повышение эффективности их деятельности, конкурентоспособность и кредитоспособность. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматр ...

Исследование и сравнение условий и возможностей для предпринимательской деятельности в России и развитых странах Евросоюза
В наше время принято перенимать зарубежный опыт. Бытует мнение, что в Европе созданы более благоприятные условия для старта и ведения предпринимательской деятельности, чем в России. Основной целью исследования этой статьи является сравнение и исследование возможностей и ведения предпринимательской деятельности в России и странах Европы. Основными задачи данной статьи является исследование отличий рынка, поведения п ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.