Трудовые ресурсы и экономика

Исследования роли человека в общественном развитии, проводимые в рамках неоклассической методологии, исходят из достаточно жестких предпосылок (принципов).

Во-первых, предполагается, что человек от природы является эгоистом, стремящимся к максимизации собственной выгоды. Все экономические субъекты, действуя в собственных интересах, являются совершенно равноправными.

Во-вторых, человек в неоклассической модели рассматривается как некий индивид с независимыми субъективными предпочтениями, вне его конкретных социальных взаимосвязей. Исходя из этой посылки, социальные и политические факторы, культурные и морально-этические нормы выступают в качестве внешних условий, определенных ограничителей степени эгоизма, не позволяющих одним эгоистам извлекать свою выгоду за счет других.

В-третьих, предполагается, что человек рационален. Это означает, что индивид, оценивая свою личную выгоду, выбирает цели и средства ее достижения, рассчитывает издержки, связанные с этим выбором. Причем проблема альтернативного выбора (выбора наиболее выгодного сочетания имеющихся у индивидов возможностей) является одним из центральных принципов микроэкономических исследований.

В-четвертых, имеется в виду, что человек хорошо информирован, благодаря чему не только оценивает собственную полезность и выгоду, но и оптимизирует свои действия по критерию ее максимизации.

В-пятых, делается упор на количественном, функциональном анализе, исследовании функциональных взаимосвязей в экономических явлениях и процессах.

В-шестых, предполагается заданность множества технологических возможностей, т. е. осуществляется экономический анализ статичной, не подверженной качественным изменениям экономики. В производственной функции человек «уравнивается» с вещественными факторами, поэтому оба предстают как однородные взаимозаменяемые ресурсы.

В соответствии с такими критериями индивиды и фирмы рассматриваются как субъекты рыночной экономики.

Человеческий капитал представляет собой особую форму капитала. Л. Г. Симкина отмечает некоторые наиболее существенные из его особенностей.

. Основополагающая специфическая черта человеческого капитала состоит в неотделимости его от личности носителя. В отличие от различных видов материально-вещественных и финансовых активов (оборудования, недвижимости, ценных бумаг) он не может быть предметом купли-продажи. Продаются и покупаются лишь услуги человеческого капитала. Поэтому человеческий капитал обладает минимальной степенью ликвидности. Можно утверждать, что человеческий капитал - самый неликвидный актив, обладающий предельной, наименьшей (близкой к нулю) ликвидностью. По этой причине для инвестиций в человеческий капитал практически не существует рынка, за исключением некоторых особых случаев. К примеру, в практике западных стран имеют место: а) капитализация заработков - выплата единовременных сумм при подписании контрактов между спортсменами и клубами, актерами и театрами и т. д.; б) студенческие займы. При этом и в первом, и во втором случае человеческий капитал не передается другому лицу, а обменивается на определенное долговое обязательство, которое владелец человеческого капитала должен погасить за счет своего будущего труда.

. Большая длительность инвестиционного периода. Если у физического капитала инвестиционный период составляет, как правило, 1,5-2 года, то у образования, к примеру, как основной формы инвестиций в человеческий капитал 12-20 лет и более.

. По причине низкой ликвидности человеческие инвестиции сопряжены с большим риском. Степень риска и неопределенности последних значительно превышают рискованность капиталовложений в физический капитал по целому ряду причин, в том числе больших затрат на организацию и контроль над кредитами из-за свободы перемещения индивидов из одного места в другое, длительности периода возврата кредита, изменения конъюнктуры рынка труда, болезни и смерти т. д. Более того, риск, связанный с вложениями в человеческий капитал, практически не страхуем.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Научно-технический прогресс как фактор формирования мировой экономики
Научно-технический прогресс - это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно - технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством. Научно - технический прогресс, научно - технический потенциал ...

Закупки и расчет параметров процессов выполнения заказа
Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Для производственных предприятий это сырье, материалы полуфабрикаты - все то, что необходимо для выполнения заказа на данном предприятии. В торговом производстве используется продукция, уже готовая к потреблению, иными словами, товары народно ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.