Трудовые ресурсы и экономика

Исследования роли человека в общественном развитии, проводимые в рамках неоклассической методологии, исходят из достаточно жестких предпосылок (принципов).

Во-первых, предполагается, что человек от природы является эгоистом, стремящимся к максимизации собственной выгоды. Все экономические субъекты, действуя в собственных интересах, являются совершенно равноправными.

Во-вторых, человек в неоклассической модели рассматривается как некий индивид с независимыми субъективными предпочтениями, вне его конкретных социальных взаимосвязей. Исходя из этой посылки, социальные и политические факторы, культурные и морально-этические нормы выступают в качестве внешних условий, определенных ограничителей степени эгоизма, не позволяющих одним эгоистам извлекать свою выгоду за счет других.

В-третьих, предполагается, что человек рационален. Это означает, что индивид, оценивая свою личную выгоду, выбирает цели и средства ее достижения, рассчитывает издержки, связанные с этим выбором. Причем проблема альтернативного выбора (выбора наиболее выгодного сочетания имеющихся у индивидов возможностей) является одним из центральных принципов микроэкономических исследований.

В-четвертых, имеется в виду, что человек хорошо информирован, благодаря чему не только оценивает собственную полезность и выгоду, но и оптимизирует свои действия по критерию ее максимизации.

В-пятых, делается упор на количественном, функциональном анализе, исследовании функциональных взаимосвязей в экономических явлениях и процессах.

В-шестых, предполагается заданность множества технологических возможностей, т. е. осуществляется экономический анализ статичной, не подверженной качественным изменениям экономики. В производственной функции человек «уравнивается» с вещественными факторами, поэтому оба предстают как однородные взаимозаменяемые ресурсы.

В соответствии с такими критериями индивиды и фирмы рассматриваются как субъекты рыночной экономики.

Человеческий капитал представляет собой особую форму капитала. Л. Г. Симкина отмечает некоторые наиболее существенные из его особенностей.

. Основополагающая специфическая черта человеческого капитала состоит в неотделимости его от личности носителя. В отличие от различных видов материально-вещественных и финансовых активов (оборудования, недвижимости, ценных бумаг) он не может быть предметом купли-продажи. Продаются и покупаются лишь услуги человеческого капитала. Поэтому человеческий капитал обладает минимальной степенью ликвидности. Можно утверждать, что человеческий капитал - самый неликвидный актив, обладающий предельной, наименьшей (близкой к нулю) ликвидностью. По этой причине для инвестиций в человеческий капитал практически не существует рынка, за исключением некоторых особых случаев. К примеру, в практике западных стран имеют место: а) капитализация заработков - выплата единовременных сумм при подписании контрактов между спортсменами и клубами, актерами и театрами и т. д.; б) студенческие займы. При этом и в первом, и во втором случае человеческий капитал не передается другому лицу, а обменивается на определенное долговое обязательство, которое владелец человеческого капитала должен погасить за счет своего будущего труда.

. Большая длительность инвестиционного периода. Если у физического капитала инвестиционный период составляет, как правило, 1,5-2 года, то у образования, к примеру, как основной формы инвестиций в человеческий капитал 12-20 лет и более.

. По причине низкой ликвидности человеческие инвестиции сопряжены с большим риском. Степень риска и неопределенности последних значительно превышают рискованность капиталовложений в физический капитал по целому ряду причин, в том числе больших затрат на организацию и контроль над кредитами из-за свободы перемещения индивидов из одного места в другое, длительности периода возврата кредита, изменения конъюнктуры рынка труда, болезни и смерти т. д. Более того, риск, связанный с вложениями в человеческий капитал, практически не страхуем.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Инвестиционное проектирование в России сущность, этапы, особенности
Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики. В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой. Инвестиционную политику можно выделить отдельно т.к. это очень сложное направление работы. Инвестиции требую огромного количества средств, не приносят быстрых результатов. Но именно они являются основой экономики. Все без исключения государства заинтересо ...

Комплексный анализ хозяйственной деятельности ОАО КААЗ
В условиях рыночной экономики целью любого предприятия является получение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее наивысший экономический результат. Те же предприятия, которые работают неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они неизбежно разоряются и прекращают свое с ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.