Методы оценки конкурентоспособности
Укрупнено этапы оценки конкурентоспособности объекта выглядят следующим образом:
1) изучение проблемы;
2) изучение нормативно-методических документов по оценке и другим смежным вопросам;
3) изучение внешней среды и внутренней структуры объекта анализа;
4) изучение конъюнктуры, параметров рынка;
5) сбор исходной информации для оценки конкурентоспособности объекта;
6) приведение информации в сопоставимый вид по восьми факторам;
7) разработка технологии оценки;
) анализ информации по факторам конкурентоспособности объекта;
) оценка конкурентоспособности объекта;
10) разработка предложений по формированию программы повышения конкурентоспособности объекта.
Реальная конкурентоспособность оценивается только при сопоставлении с характеристиками и условиями продажи аналогичных товаров конкурентов.
Конкурентоспособность товара - характеристика интегральная, она складывается из ряда параметров:
- потребительные (то, что входит во второй уровень товара);
экономические, формирующие полную стоимость товара;
организационно-коммерческие условия покупки и использования товара включают такие факторы как:
- удобство расчетов и возможности кредитования;
- степень ответственности продавцов (поставщиков) за выполнение обязательств и гарантий;
обеспеченность обслуживанием в гарантийные и послегарантийные периоды;
- наличие рекламы и технической информации, которые должны обладать необходимым качественным и организационным уровнем.
В практике отечественных предприятий конкурентоспособность зачастую определяется на основе сопоставления технических параметров продукции с параметрами, полученными из проспектов и каталогов конкурентов аналогичных зарубежных изделий. При этом не рассчитываются затраты потребления, которые могут быть значительно выше за счет того, что российские предприятия уделяют недостаточно внимания энергоемкости продукции в процессе потребления, эргономике, безопасным технологиям, экологическим вопросам (в том числе вопросам утилизации изделий). Кроме того, не учитываются, например, следующие факторы: недостаточность технической информации и рекламы; длительность сроков исполнения заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к потребителям сетей сбыта товаров и их обслуживания; редкое использование таких условий сбыта, как продажа в кредит.
При оценке конкурентоспособности различают объекты и субъекты оценки.
Объекты оценки: покупка товара (услуги) - это заключительный акт в конкурентной борьбе поставщиков за внимание потребителя.
Согласно теории поведения покупателей решение о покупке дорогостоящих товаров и товаров длительного пользования принимается задолго до их оплаты и рождается поэтапно: осознание потребности - поиск информации - оценка информации - окончательное принятие решения.
Выбор идет от общего к частному. Исходным моментом, по Ф. Кот- леру [63] могут быть желания-конкуренты, объектом которых являются товары разного рода, удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателя.
Субъекты оценки: в оценке конкурентоспособности участвуют три категории субъектов (потребители, поставщики и эксперты).
Потребители, исходя из личностных качеств (прежде всего, осведомленности) и статуса пользователя, могут быть разделены на:
1) неосведомленных и малоосведомленных;
2) осведомленных;
3) понимающих;
4) квалифицированных.
При аналитическом методе оценки конкурентоспособности, в частности анализе конкурентоспособности "интеллектуальных товаров" - очень полезно учитывать мнение понимающих и квалифицированных потребителей.
Поставщики - это работники предприятий-изготовителей и предприятий сферы услуг. Данная категория специалистов способна профессионально оценить конкурентоспособность благодаря узкой профессиональной подготовке, знанию методики оценки, доступу к испытательной технике, информации о товарах-конкурентах в регионе, отрасли, стране и за рубежом. Поскольку сведения о конкурентах - один из основных видов коммерческой информации, современные руководители не жалеют средств на организацию деятельности по изучению конкурентов и их продукции. Располагая значительной информацией о конкурентах и конкурентоспособности их продукции, поставщики из соображений профессиональной этики стремятся не доводить ее до сведения СМИ.
Типичный объект оценки конкурентоспособности поставщиками - это товары-марки. Однако при разработке стратегии конкурентоспособности поставщики также опираются на информацию о межродовых, межгрупповых, внутригрупповых товарах-конкурентах.
Эксперты действуют от лица общественных организаций, печатных органов, органов исполнительной власти. Они, как известно, представляют интересы третьей стороны, т. е. стороны, зависящей от первой (поставщиков) и второй сторон (продавцов).
Оценка конкурентоспособности может осуществляться на постоянной основе и периодически - на конкурсах, ярмарках и выставках.
Публикации по экономике >>>
Научно-технический прогресс как фактор формирования мировой экономики
Научно-технический
прогресс - это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых
знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно - технического
прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов
производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии,
организации и управления производством.
Научно
- технический прогресс, научно - технический потенциал ...
Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее
мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка,
является степень развития на нем конкурентных отношений.
Этимологически
слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение,
состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос
потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.
Конкуренция выпол ...