Государственность и государственное управление экономикой

Государственное регулирование экономики представляет собой систему типичных мероприятий законодательного, исполнительного, контролирующего характера, которые осуществляются государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей системы к переменным условиям.

Методология государственного регулирования экономики - это подходы, принципы и логика управления социально-экономическим развитием страны.

Объектами государственного влияния на экономику являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, условия, процессы и отношения, которые происходят в сфере общественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Это условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые не решаются автоматически, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержки социальной стабильности.

Для осуществления руководства экономикой страны создают соответствующие органы управления. Система органов управления народным хозяйством Украины включает подразделы общей и специальной компетенции.

Центральные органы государственной власти включают:

Высший законодательный орган власти - Верховная Рада Украины - высший законодательный орган, в компетенции которого лежит:

контроль за их выполнением;

определение принятия и изменение законов, постановлений, других законодательных актов, основ государственной экономической политики, в том числе кредитно-денежной, внешнеэкономической, ценовой;

утверждение госбюджета и тому подобное.

Президент - Глава государства, управляет экономикой с помощью указов, постановлений, распоряжений. Ему подчиненное правительство - Кабинет Министров.

Высший исполнительный орган власти - Кабинет Министров - высший исполнительный орган государственной власти. Ему принадлежит основная роль в управлении экономикой, он обязан обеспечивать реализацию законов, постановлений и других законодательных актов. Ему подчиненные Министерства, государственные комитеты, Центральные органы исполнительной власти наделены специальным титулом

Органы местной (региональной) власти и управления

· наделенные всей полнотой государственной власти на своей территории являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей;

· осуществляют распоряжение и пользование природными ресурсами;

· управляютместнымибюджетами;

· создают условия для выполнения государственных и региональных программ.

Включают:

. органы местного самоуправления - Совета народных депутатов соответствующего уровня.

. Органы исполнительной власти .- госадминистрации соответствующего уровня.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учётная ставка, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоёмкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Методы прогнозирования ООО Ритейл групп
Прогнозирование является одним из основных звеньев процесса стратегического управления, в связи с тем, что если мы не можем прогнозировать ожидаемый ход развития события, предвидеть развитие какой-либо ситуации, довольно сложно ставить достижимые цели, эффективно принимать управленческие решения, оптимизировать работу организации, используя инструменты стратегического менеджмента. Стратегическое управление невоз ...

Кластеризация как основное направление развития конкурентной среды транспортной инфраструктуры и лесозаготовительного комплекса
Актуальность темы исследования. Лесозаготовительная промышленность является основой лесопромышленного комплекса (ЛПК): именно данная отрасль обеспечивает ресурсами все остальные отрасли лесной промышленности. Причем сырьевая база российского ЛПК не менее богата, чем у признанных на сегодняшний день лидеров российской экономики - нефтегазовой и металлургической промышленности. Россия является мировым лидером ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.