Методы государственного регулирования рыночной экономики
Чтобы анализировать методы государственного регулирования рыночной экономики, необходимо первоначально раскрыть экономические функции государства. Их можно довольно легко классифицировать, выделив два основных направления.
Первое - обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы. К таким условиям относится регулярная демонополизация экономики, ее эффективная антиинфляционная профилактика, поддержание системы государственных финансов в нужных размерах и бездефицитном состоянии, гашение спадов производства и некоторые другие.
Второе направление - решение экологических и социальных проблем, перед лицом которых рыночный механизм обнаруживает либо свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность. Без государства никогда нельзя сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантировать осуществление социально-экономических прав человека, сгладить структурные и региональные диспропорции и т.д.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования, едва ли можно встретить совершенно непригодные или абсолютно неэффективные методы. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно лишь косвенными экономическими методами. Однако не следует, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо.
Жесткое разграничение экономических и административных моделей несостоятельно. С одной стороны элементы администрирования несет в себе, вообще говоря, любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой, которая переключает его после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведение участников экономического процесса.
Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности. перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительские качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс.
Экономические методы не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.
Вторая область преимущественно административного регулирования - побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.
Кроме экологических есть немало и других стандартов. Все кто участвует в функционировании экономической системы образуют еще одну, третью область административного регулирования. Четвертая область - определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.д. Административные приемы оказываются полезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано. Шестая и последняя область - реализация, целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.
Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.
Публикации по экономике >>>
Инновационная экономика сущность и основные формы развития
Основной мировой тенденцией формирования современного типа
устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества
является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой
«инновационной экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах,
наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и
качественном совершенствовании всех факторов производства. Устойчивая ...
Механизм формирования прибыли предприятия на примере ОАО Алтайкрайгазсервис
Прибыль как конечный финансовый результат на всех
этапах развития экономики всегда имела огромное значение для эффективной работы
предприятий и организаций. Значение прибыли для хозяйствующих субъектов
существенно возрастает, так как от этого зависит дальнейшее повышение
эффективности их деятельности, конкурентоспособность и кредитоспособность.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматр ...