Изменения ВВП в разрезе исторического периода с 1940 по 2001 года в постсоциалистических странах

Для социалистических стран в силу специфики избранной модели социально-экономического развития, предполагающей определяющую роль в ней государства, выход на высокие доли доходов и расходов государства в ВВП происходит на относительно ранних стадиях развития. К моменту краха социалистической системы государственная нагрузка на экономику в СССР и восточноевропейских странах находится на уровне, близком к 50% ВВП, то есть таком, который оказался в конце XX в. предельным для наиболее развитых стран, характеризующихся высокой социально-культурной однородностью и обладающих хорошо отлаженным государственным аппаратом. Он выше, чем тот, который достигнут в рыночных экономиках с уровнями душевого ВВП, характерными даже для наиболее развитых пост социалистических стран.

Крах политических и экономических институтов социализма запускает процесс пост социалистической рецессии с падением производства, растягивающийся на 3-7 лет. На нее накладывается кризис системы мобилизации государственных доходов. Инструменты, которые использовались при социализме, не адекватны рыночным условиям. Формирование налоговой системы, позволяющей мобилизовать необходимые государству доходы в принципиально изменившейся ситуации, требует времени. И все это происходит па фоне растянутого периода высокой инфляции, которая обусловлена ликвидацией денежного «навеса», накопленного в пост социалистические годы, а также слабой монетарной политике. Высокая инфляция подрывает доходную базу бюджета, и в этом кроется причина финансового кризиса. Лишь после преодоления данного кризиса происходит снижение инфляции, стабилизация доходов бюджета. На это тратится несколько лет. Затем пост социалистические страны выходят на разные показатели доли государственных доходов в ВВП, от 15 до 50% ВВП.

Существенное влияние на специфику национальных траекторий экономической эволюции оказывают два фактора. Первый из них уровень экономического развития к моменту краха социализма. Как правило, страны, в которых он был выше, добиваются финансовой стабилизации при более высоких показателях государственной нагрузки. Доля государственных расходов в ВВП в пост-социалистических странах в 2001 г.

Второй - характеристики переходного процесса, протяженность периода высокой инфляции, масштабы инфляционного кризиса. Там, где период высокой инфляции оказался растянутым, глубина доли государственных доходов в ВВП обычно больше.

Можно условно выделить две группы постсоциалистических стран различными финансовыми результатами постсоциалистического перехода, важными для оценки стратегических проблем их развития. Первая - это постсоциалистические государства Восточной Европы и Балтии. При различиях национальных траекторий важными для большинства из них была близость к Европе, Европейскому союзу, ориентация на скорейшее присоединение к ЕС. Период падения государственных расходов здесь оказался коротким, доля государственных расходов в ВВП стабилизировалась на высоком уровне. Пример такого развития событий - Польша, играющая в этом регионе экономическую роль, сопоставимую с российской в СНГ. Но именно в Польше - постсоциалистической стране, первой восстановившей экономический рост и превысившей предшествовавший краху социализма максимум национального ВВП, проявились и долгосрочные проблемы, порожденные такой эволюцией. Удовлетворительно функционирующая налоговая система, раннее начало экономического роста, стремление сгладить социальные издержки рыночной реформы привели к экспансии государственных социальных обязательств. Доля пенсионных расходов в ВВП в Польше достигла уровня 15% - показателя, высокого даже для большинства наиболее развитых стран. Перегрузка экономики социальными обязательствами и соответственно масштабы налогового бремени в условиях исчерпания ресурсов восстановительного роста становятся угрозой долгосрочным перспективам развития страны. Все это накладывается на необходимость адаптации восточноевропейских стран и стран Балтии к стандартам ЕС, выработанным Для государств с более высоким уровнем развития и соответствен - но предполагающим дополнительные расходные обязательства. Сама Западная Европа сталкивается с долгосрочными проблемами, порожденными негибкостью рынка труда, несоответствием систем социальной защиты реалиям постиндустриального общества. Постсоциалистические страны Восточной Европы вынуждены решать их на более низком уровне развития, при ограниченных финансовых ресурсах и в условиях, когда свобода маневра в области институциональных реформ и выработки экономической стратегии ограничена членством в ЕС. В какой степени преимущества, обеспечиваемые доступом к европейскому рынку товаров, рабочем силы и капитала, и финансовая помощь ЕС позволят решить этим проблемы, покажет время. В любом случае развитие событий 15 странах данного региона будет определяться успехами институциональных реформ и социально-экономической стратегией, вырабатываемой в рамках Евросоюза. Европейская ориентация позволила восточноевропейским странам решить проблемы переходного периоде импортировать политическую и социальную стабильность, но в долгосрочной перспективе сократила свободу маневра в выработке национальной стратегии развития.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясн ...

Диагностика бизнес-сферы предприятия
Финансовая деятельность предприятия является частью хозяйственной деятельности и включает в себя все денежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных фондов, образованием и использованием доходов. В свою очередь финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, движение и использование финансовых ресурсов предприятия. ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.