Разработка инструментария регулирования внешних корпоративных заимствований и введение интегрированной аналитической системы учета условных обязательств государства, включая внешние долги банков и н

В мировой практике выбор между URR и «входным» налогом обычно диктуется мотивами выгодности их администрирования. Как правило, за администрирование URR отвечает центральный банк, а «входного» налога - министерство финансов. Считается, что URR является более сложным и дорогим в администрировании по сравнению с «входным» налогом; его можно в оперативном порядке вводить и отменять, поскольку бюджет страны не зависит от соответствующих поступлений.

Сложность администрирования URR связана с тем, что депонированная сумма должна возвращаться инвестору по истечении определенного периода времени. Кроме того, дополнительные трудности возникают в случае применения разных ставок URR и разных периодов депонирования. Администрирование «входного» налога проще. Налоговые обязательства обычно возникают в момент конвертации иностранной инвестиции (займа) в национальную валюту, и никаких дальнейших действий не требуется. Налоговыми агентами могут выступать уполномоченные банки, брокеры на фондовых биржах, менеджеры фондов и др.

С учетом особенностей привлечения внешних займов национальными предприятиями и банками, источников формируемых рисков и уроков международного опыта страны в периоды циклического подъема на финансовых рынках, Украине следует применять следующие методы макропруденциального регулирования и контроля за движением капиталов:

«входной» налог для определенных видов поступлений от нерезидентов с дифференциацией налоговых ставок в зависимости от срока кредита или займа (с целью продления структуры внешних заимствований и уменьшения их объема);

лимитирование суммы внешнедолговых обязательств банковских учреждений относительно размера их капитала или пассивов (для уменьшения сумм внешних заимствований банков и сдерживания внутренних кредитных бумов);

дифференциацию нормативов обязательного резервирования для обязательств банков в национальной и иностранной валютах (с целью приостановления роста банковских кредитов в иностранной валюте, уменьшения зависимости банков от внешнего финансирования);

установление более жестких лимитов на открытые валютные позиции (для уменьшения принимаемых банками валютных рисков, нивелирования системных рисков ликвидности, обусловленных финансированием в иностранной валюте).

Выводы

Меры по управлению потоками капиталов должны действовать как антициклические инструменты и учитывать текущую ситуацию на внутреннем рынке и в мировой экономике.

В настоящее время Украина сталкивается с трудностями привлечения иностранного капитала и имеет незначительный профицит финансового счета платежного баланса, поэтому большинство из этих инструментов не могут быть применены в ближайшей перспективе. Однако уже сегодня следует изучать вопросы возможной конфигурации системы контроля за движением капиталов и макропруденциального регулирования в период возобновления массового притока иностранного капитала в экономику Украины. В целом структура системы управления потоками капиталов должна поддерживать достаточную степень гибкости для обеспечения эффективности системы в условиях меняющегося окружения и появления новых вызовов.

В работе выявлены негативные тенденции в экономике Украины, обусловленные влиянием долгового кризиса в странах ЕС, проанализированы показатели долговой устойчивости Украины, обоснованы приоритеты и задачи политики управления ее государственным долгом и регулирования внешнего корпоративного долга в условиях волатильности международных рынков.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по экономике >>>

Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясн ...

Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.