Анализ инновационной системы Республики Беларусь

инновация национальный международный экономика

В начале 1990-х годов в Беларуси был объявлен стратегический курс на построение экономики, основанной на науке и технологиях. В рамках данного курса в стране принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений правительства и множество иных нормативно-правовых актов.

С принятием в 2007 году Государственной программы инновационного развития стратегической целью стало - построение в Беларуси инновационной, конкурентоспособной, наукоемкой, устойчивой и социально-ориентированной экономики. Значительная часть программы посвящена описанию Национальной инновационной системы и механизмов ее деятельности. В состав Инновационной системы Республики Беларусь входят:

• Законы и иные нормативно-правовые акты органов государственного

управления;

• Национальные стратегические приоритеты и их реализация в программах всех уровней;

• Распределение обязанностей на национальном, региональном, местном и институциональном уровнях по управлению, организации и контролю за выполнением программ.

Государственная программа инновационного развития является итогом сложных процессов планирования и координации, составляет основу для реализации государственных программ и проектов.

Ведущая роль при принятии решений связанных с направлениями и финансированием инноваций отводилась Государственному комитету по науке и технологиям. Комитет осуществлял научную и техническую экспертизу программ и проектов, а также отвечал за координацию и консолидацию рабочих планов и предложений министерств, государственных комитетов и иных ведомств, Академии наук и прочих организаций национального уровня, занимающихся инновационной и научно- исследовательской деятельностью за счет средств государственного бюджета

Итогом данного процесса служит перечень мероприятий для реализации в период действия программы, содержащий также информацию по планируемым объемам финансирования.

Мероприятия Программы содержат три группы:

. Создание высокоприоритетных производств на новых предприятиях;

. Создание новых производств на действующих предприятиях;

. Модернизация существующих производств на основе новых и высоких технологий. Описанная структура мероприятий предполагает, что большинство из них являются инвестициями или поэтапными инновациями.

Первый уровень представлен государственными научно-исследовательскими программами как по фундаментальным, так и по прикладным наукам. Координация и организация их выполнения возложены на Академию наук. Всего разработано 40 программ, из которых шестнадцать намечены к реализации в 2011-2015 годах.

Ко второму уровню относятся государственные научно-технические программы по приоритетным направлениям, установленным указами Президента. Координатором реализации программ выступает Государственный комитет по науке и технологиям.

Программы двух уровней объединены в Государственные целевые комплексные научно-технические программы в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности. Основная цель подобного объединения - улучшить координацию между научными исследованиями и разработать технологии на основе полученных результатов. В 2010 году выполнялось 11 комплексных программ, в состав которых входили 33 государственные научно-исследовательские программы и 27 государственных научно-технических программ. На 2011-2015 годы запланирована реализация 12 комплексных программ, объединяющих 18 программ первого уровня и 28 программ второго уровня.

К третьему уровню отнесены государственные программы по социальным и экономическим вопросам, принимаемые на уровне Президента и Правительства и имеющие достаточно выраженный отраслевой характер.

Бюджетное финансирование составляет 85% стоимости программ первого уровня и 50% - программ второго уровня. В зависимости от направленности программ третьего уровня часть из них финансируется из бюджета в полном объеме, а часть реализуется полностью за счет внебюджетных средств. Наиболее значимые для инновационной деятельности программы первого и второго уровней включены в Государственную программу инновационного развития без изменения условий финансирования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ОАО Минерально-химическая компания ЕвроХим
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добив ...

Логистические процессы на предприятии
Эффективность функционирования производственного предприятия, оцениваемая в первую очередь затратностью происходящих в нем процессов, существенным образом зависит от организации продвижения материальных потоков (материалов, комплектующих по кооперации, полуфабрикатов и т.п.), а также от правильности решений по управлению этими потоками. Как следствие, процессы продвижения производственных потоков на них непрерыв ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.