Формирование государственной жилищной политики, создание
развитой конкурентной среды на рынке обслуживания жилья
Это направление, учитывая состояние жилищного фонда, огромные очереди на жилье и низкий уровень доходов граждан, является одним из важнейших в Программе. Между тем по состоянию на средину 2012 г. здесь почти ничего не сделано. Определенного внимания заслуживает презентация новой ипотечной программы, предусматривающей компенсацию существенной части процентной ставки за счет местного бюджета для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являющихся платежеспособными. Однако вряд ли эта инициатива будет носить массовый характер, поскольку, по оценке ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины", осуществленной накануне кризиса, для 80% населения перспектив относительно обновления или улучшения жилищных условий не существует. Лишь 3% граждан могут покупать и строить жилье с любыми техническими, количественными и ценовыми характеристиками, для 7% - полностью доступно жилье в кредит. Финансово-экономический кризис еще больше обострил существующие проблемы, но других альтернатив их решения государством пока не предложено. Программа социального жилья (для социально незащищенных слоев населения) вообще не работает и существует лишь на бумаге. Официального рынка арендного жилья в Украине нет.
Что касается обслуживания и управления жилищным фондом, следует отметить, что разрекламированная новая форма самоорганизации граждан в виде объединений совладельцев со статусом юридического лица, цель которой - решение коллективных жилищных проблем многоквартирных домов, оказалась малодейственной и неэффективной, ведь не были учтены менталитет наших жителей и правовая неопределенность целого круга сопутствующих проблем. Других механизмов самоорганизации населения для управления многоквартирными домами опять-таки не предложено.
Сегодня страна, как никогда, нуждается в современном Жилищном кодексе, который бы комплексно, системно и согласованно решил проблемы, существующие на рынке жилья в Украине. Именно поэтому одна из важнейших задач Программы в этой сфере - это подготовка закона об основах государственной жилищной политики, который должен был бы определить общие принципы и подходы к решению жилищной проблемы в Украине, а также к формированию современного рынка по обслуживанию жилья. Утвержденные подходы должны были стать правовой основой для дальнейшего развития законодательства в жилищной политике, создать условия для принятия Жилищного кодекса в виде системного, комплексного и современного документа. Однако этого не произошло: существующие нормативно-правовые наработки Минрегиона в сфере жилищной политики носят фрагментарный характер и не могут положительно повлиять на сложившуюся ситуацию.
Публикации по экономике >>>
Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики
Изменения в современной экономике демонстрируют тот факт, что
произошла значительная перегруппировка факторов определяющих экономическое
развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста
связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со
снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия.
Это означает, что доминантой в становлении ...
Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной
целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание
качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а
также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое
социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной
политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической
деятельности. При всей кажущейся ясн ...