Кластеризация как основное направление развития конкурентной среды транспортной инфраструктуры и лесозаготовительного комплекса

Актуальность темы исследования

.

Лесозаготовительная промышленность является основой лесопромышленного комплекса (ЛПК): именно данная отрасль обеспечивает ресурсами все остальные отрасли лесной промышленности. Причем сырьевая база российского ЛПК не менее богата, чем у признанных на сегодняшний день лидеров российской экономики - нефтегазовой и металлургической промышленности. Россия является мировым лидером по объему запасов древесины, по объемам же заготовки древесины наша страна занимает лишь четвертое место в мире. При этом лесозаготовительная отрасль России по-прежнему находится в состоянии стагнации. Практика хозяйствования на лесозаготовительных предприятиях в рыночных условиях пока недостаточно отработана и не располагает четкой системой стратегического управления и развития. Такое состояние предприятий лесозаготовительной отрасли ЛПК требует углубления теоретических исследований и, прежде всего, разработки и уточнения стратегии их развития и функционирования с учетом специфики развития отрасли в рыночных условиях хозяйствования.

Кроме того, следует отметить недостаточность практических разработок по вопросу системного единства лесозаготовительного комплекса и транспортной инфраструктуры региона, повышение конкурентоспособности которых способно оказать влияние на социально-экономическое положение региона. Поэтому необходимость усиления научной составляющей в верификации функциональной действенности организационно-экономических инструментов развития технологий управления с учетом анализа факторов внешней и внутренней среды региональной экономической системы определила направленность исследования диссертационной работы и обоснование его цели и задач.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемами совершенствования методов регулирования лесного сектора экономики занималась большая группа отечественных и зарубежных ученых. Исследования в этой области в последние 20 лет проведены А.В. Антоновым, Н.А. Бурдиным, Н.А. Медведевым, Н.А. Моисеевым, Н.И. Кожуховым, В.А. Кондратюком, А.П. Петровым, В.Н. Петровым, М.В. Тацюном, С.В. Починковым, А.И. Закировым, В.Л. Берестовым и др. Теоретические и методологические аспекты исследуемой научной области разрабатываются зарубежными учеными, такими как: Хучек М., Шер А.В., Шварц Г., Звехл С.Е.В., Кэмбл Р. и др.

Анализ их научных трудов показал, что многие ученые уделяют значительное внимание изучению различных аспектов эффективности использования новых моделей управления предприятиями в форматах отраслей и региональных экономических систем. В то же время недостаточно изученными остаются проблемы формирования организационно-экономических инструментов с учетом отраслевых и региональных особенностей развития территорий.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является разработка основных подходов к развитию транспортной инфраструктуры как фактора повышения конкурентоспособности лесозаготовительного комплекса региона.

Для достижения цели исследования в диссертации поставлены следующие взаимосвязанные задачи:

уточнить теоретико-методологические основы развития лесозаготовительного комплекса и транспортной инфраструктуры России и, в частности, получить терминологические уточнения;

проанализировать общероссийские и региональные проблемы развития лесной отрасли Республики Бурятия;

рассмотреть потенциал и обосновать модель кластеризации предприятий ЛЗК и транспортной отрасли;

предложить основные направления и оценку эффективности кластерного развития лесозаготовительного комплекса Республики Бурятия в его системном единстве с транспортной инфраструктурой.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является транспортная инфраструктура лесозаготовительного комплекса региональной экономической системы Республики Бурятия.

Предметом исследования является функциональное содержание, объективные факторы, организационно-экономические направления развития транспортной инфраструктуры лесозаготовительного комплекса в формате региональной экономической системы.

    Публикации по экономике >>>

    Инфляционная динамика в РФ с 1992–2009 гг.
    Каждый день мы сталкиваемся с оплатой различных товаров и услуг, и я не думаю, что кто-либо из нас захочет платить за них большую стоимость, ведь, как известно - денег много не бывает. Любого человека волнует величина стоимости необходимых для него благ. В нашей стране особенно остро это волнение почувствовалось чуть менее 20 лет назад, когда в начале 1992 года после распада СССР произошел резкий скачок цен. Огр ...

    Денежная теория К. Маркса и денежные системы 20 века
    Карл Маркс - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы Карл Маркс один из величайших философов в истории человечества, заслужено признан самым выдающим экономистом XIX в. Маркс, занимаясь многими н ...

    Новая экономика

    Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

    Сущность новой экономики

    При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

    Принципы «новой экономики»

    Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

    Сдвиги в новой экономике

    Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.