Монополистическая конкуренция на рынке лекарственных средств

Нынешнее время явно не благоприятствует малым компаниям, занятым оптовой торговлей лекарствами. Однако опросы показали, что мелкие фирмы могут рассчитывать на устойчивый, хотя и небольшой спрос, если будут разыгрывать одну карту - гибкую систему взаимоотношений с клиентами. Крупные оптовики строят свои отношения с клиентами в обезличенной манере, предлагая лекарства по единым ценам. Да по-другому, собственно, невозможно вести бизнес с сотнями и тысячами покупателей. Мелкие фирмы стремятся нейтрализовать преимущества гигантов с помощью гибкой ценовой политики и доверительных личных отношений с клиентом, охотно обсуждают коммерческие перспективы различных препаратов и т.п. То есть делают ставку на гибкость. Для них это единственный шанс выжить.

Лекарственный рынок России представлен сегодня в основном импортной продукцией. Сравнять в нём доли отечественных и зарубежных производителей, согласно оценкам специалистов, удастся, если вложить в фарминдустрию порядка миллиарда долларов и разработать не менее 200 инновационных препаратов.

Кризисная ситуация сложилась в обеспечении российских фармацевтических предприятий сырьем. За пятнадцать последних лет производство субстанций на большинстве заводов закрыто. Если в 1991 году 80 процентов лекарств выпускалось из субстанций российского производства, то теперь эта цифра составляет не более 10 процентов.

В ноябре 2010 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского фармацевтического рынка. Объём фармрынка России по итогам 2009года, по мнению различных экспертов, составил от $ 10 до 12,3 млрд. Как и в предыдущие годы, в течение 2009г. рынок продолжал расти. Оценки темпов прироста объёма рынка за 2009год также сильно разнятся - от 17% до 36%.Удельная доля импорта в общем объёме продаж составила 75% по итогам 2009года и продолжает увеличиваться за счёт импорта, в основном, дорогих препаратов. Объем импорта лекарственных средств в Россию в 2009г. вырос на 45-63% и, по мнению аналитиков, достиг $ 6-6,5 млрд.

В структуре фармацевтического рынка выделяют коммерческий (розничный) и государственный сегменты. В 2009году по оценкам экспертов доля коммерческого сегмента составила около 68%, а государственного 32% соответственно. При этом доля государственного сегмента в последние годы растёт, в основном за счёт развития программы ДЛО. Объем производства отечественных предприятий химико-фармацевтической отрасли в 2009году увеличился по разным оценкам на 17-25% и превысил отметку в $ 2 млрд.

Главным итогом 2009 года в дистрибьюторском секторе российского фармрынка стала смена лидеров в коммерческом сегменте: компания «Протек» впервые уступила первое место основному конкуренту СИА Интернейшнл.Аптечные сети в течение 2009 года продолжили консолидироваться. По объёмам продаж безоговорочным лидером является сеть «Аптеки 36,6». Однако в I полугодии 2010 года сеть аптек «Ригла» вошла в категорию «Национальные аптечные сети», до этого в неё входили лишь «Аптеки 36,6». Продолжается активная экспансия ведущих аптечных сетей в регионах.

В 2004 году объем всего фармрынка РФ в розничных ценах (ГЛСи парафармацевтика, а также их реализация в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) составил $ 6,3 - 6,5 млрд. (с НДС, в розничных ценах) или $ 5,1 мрд. в оптовых ценах, что, по разным оценкам, на 13-15,5% больше, чем в 2003 г.

Табл.2-Обьем Фармацевтического рынка в России в 2010 году.

В оптовых ценах, $млн.

Прирост к 2009 г. В оптовых ценах, %

В розничных ценах, $ млн.

Прирост к 2009 г. В розничных ценах, %

Объем аптечного рынка ГЛС

3 579

13%

4 581

12%

Объем рынка парафармацевтики (все, что не является ГЛС)

780

21%

1 170

21%

Объем рынка ЛПУ

710

9%

-

-

Объем фармрынка в целом

5 069

14%

6 461

13%

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Иностранные инвестиции и их роль в экономике РФ
Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль ин ...

Коммерческое ценообразование
Цена в условиях рыночной экономики - важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия. Ценообразование в общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от предприятий розничной торговли, которые для покрытия расходов от реализации товаров включают торговую надбавку в розничные цены, предприятия общественного питания ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.