Программа социально-экономического развития Республики Беларусь и мероприятия по их выполнению

Занятость же рассматривается как характеристика состояния экономически активного населения, которое подразумевает общественно полезную деятельность граждан, направленную на удовлетворение личных (в том числе получение индивидуального дохода) и общественных потребностей. Выделяют различные виды занятости, исходя из следующих классификационных признаков: степень занятости, социально-экономическая значимость, мера приложения труда.

В Республике Беларусь обеспечивается уровень безработицы, начиная с 2003 г. стабильно снижался, в 2009-2011 гг. снизился с 0,9 до 0,6% (это очень низкий показатель, в мировой практике нормой считается 1,2%). Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2012 г. также составил 0,6% от экономически активного населения. Однако и масштабы избыточной занятости на некоторых предприятиях достигают 60%.

Проанализировав специфику развития рынка труда в республике, приходим к выводу, что современная практика регулирования экономических отношений занятости в Республике Беларусь имеет достаточно скромные и локальные успехи. Достигнутое административными мерами снижение официального уровня безработицы и улучшение количественной конъюнктуры на контролируемой части рынка труда происходит на фоне нарастания объема теневой занятости, усиления оттока квалифицированной рабочей силы за пределы видимости государственной службы занятости, снижения эффективности занятости на предприятиях. Причина такого положения кроется в методологической не проработанности концепции регулирования занятости в республике, представляющей на данный момент набор тактических мероприятий на рынке труда. Государственная служба занятости, по существу, в одиночку решает сложные проблемы управления трудорыночными отношениями. Назрела необходимость анализа истоков и последствий неэффективной занятости в отечественной экономике на государственном уровне, чтобы на научной основе приступить к разработке основных направлений повышения ее эффективности.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда Республики Беларусь нуждается в квалифицированном регулировании. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

Во-первых, это программы роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

Одним из приоритетных направлений государственного регулирования рынка труда является совершенствование социальной защиты населения. В связи с этим представляется целесообразным строить систему социальной защиты на основе дифференцированного подхода к различным социальным группам, имеющим разную конкурентоспособность на рынке труда. Создание системы страхования от безработицы позволит повысить эффективность государственного регулирования безработицы, предоставит возможность поднять уровень материальной помощи безработным, усилить адресность ее получения и стимулировать граждан, потерявших работу, к активному трудоустройству.

Резкое превращение скрытой безработицы в открытую не поможет повысить эффективность занятости в стране, а только усилит напряженность на официальном рынке труда и расширит круг лиц, нуждающихся в материальной и организационной поддержке центров занятости. В случае быстрой легализации скрытой безработицы вырастет теневая занятость.

Общим направлением регулирования занятости в Беларуси с учетом вышеизложенного должно быть сокращение избыточной занятости и достижение полной и продуктивной занятости на базе реструктуризации экономики совместными усилиями предприятий и центров занятости.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по экономике >>>

Методы формирования договорных цен на продукцию строительства
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» от 11 августа 2011г. № 361 [1]. Указ направлен на совершенствование ценообразования в строительстве, внедрения в практику строительства неизменных ...

Новая экономика
В последних десятилетиях XX века мы стали свидетелями появления новой стадии развития человечество - стадии построения постиндустриального общества. Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.