Особенности инфляционных процессов в постсоветский период

На смену ползучей инфляции конца 80-х годов в 1991 пришла галопирующая инфляция (Таблица 1).

Таблица 1 - Рост потребительских цен с 1991 по 2008 год

Год

Темпы роста, %

Год

Темпы роста, %

1991

195,3

2000

20,2

1992

2508,8

2001

18,6

1993

839,9

2002

15,1

1994

215,1

2003

12,0

1995

131,3

2004

11,7

1996

21,8

2005

10,9

1997

11,0

2006

9,0

1998

84,4

2007

11,9

1999

36,5

2008

13,3

В 1992-1993 гг. российская инфляция «недотянула» до классического порога гиперинфляции (свыше 50% в месяц), но и после снижения в 1994-1995 гг. носила галопирующий характер, который возобновился после финансового кризиса 1998 г. и продолжался вплоть до весны 1999 г. Со второго полугодия 1996 по август 1998 г. и с весны 1999 до конца 2000 г. инфляция не выходила в основном за пределы, присущие ее ползучему типу.

В 2000 году, с приходом к власти новой команды правительства уровень инфляции удалось взять под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 - 15,1%, а в 2003 году - всего 12% Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции.

В 2005 году темпы инфляции несколько замедлились (10,9 процента) по сравнению с 2004 годом (11,7 процента), хотя целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим. Прогнозом социально-экономического развития России на 2006 год установлено, что потребительская инфляция должна составить не более 8,5 процентов, но с учетом высокого роста потребительских цен в первом квартале года Минэкономразвития РФ скорректировал прогноз и назвал новую цифру - не более 10%.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Деятельность предприятия
Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имуще ...

Издержки производства, их сущность и структура
издержка прибыль экономический Актуальность темы. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной кон ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.