Теоретические основы мотивации персонала

В современных условиях функционирования экономики роль личности работника приобретает все большую значимость. Именно кадровый потенциал в наибольшей степени влияет на эффективность организаций всех форм собственности и сфер деятельности. Поиск действенных способов управления трудом - одна из важнейших задач любого бизнеса. Мотивация труда - это одна из важнейших функций менеджмента, рассматриваемая как сложный процесс побуждения работника к определенной деятельности с помощью внутренних и внешних факторов для достижения личных, коллективных и общественных целей. [15, с.9].

Цель мотивации - формирование комплекса условий, побуждающих работника к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом [2, с.15].

Процесс мотивации труда, протекающий циклически, представлен на рисунке 11.

Рисунок 11 - Модель мотивации

Каждый цикл процесса мотивации может усиливать или ослаблять мотивы труда. Если оценка труда работника справедлива, он морально поощряется, вознаграждение растет, то его мотивация усиливается, и наоборот [21, с.364].

Основными функциями мотивации являются:

- побуждение к действию - мотивированный работник обязательно совершает необходимое менеджеру трудовое действие, выполняет порученное задание;

- направление деятельности - именно мотивация задает деятельности целенаправленный характер;

- контроль - мотивация обеспечивает необходимый контроль за правильностью выполнения действия и обеспечивает требуемую модель поведения работника [5, с.29].

Существуют различные способы мотивации и различные подходы к их классификации с точки зрения характера воздействия на работника. По способу воздействия различают прямые и косвенные способы мотивации.

К прямым способам мотивации относятся:

- нормативная мотивация;

принудительная мотивация.

К нормативной мотивации относятся методы убеждения, агитации, внушения, вознаграждения.

Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований, а также использующая наказания, взыскания, увольнения в случае неисполнения.

Использование методов стимулирования на практике носит комплексный характер, подразумевающий сложное переплетение различных видов и форм организации стимулирования в зависимости от объектов управления и направления их деятельности.

По форме воздействия на работника предприятия мотивация может быть внутренней и внешней [8, с.145]. Способы мотивации представлены на рисунке 12.

Рисунок 12 - Способы мотивации

Внутренняя мотивация включает в себя свободу действий, возможность использовать и развивать навыки и умения, интересную работу и возможность развития и продвижения.

К внешней мотивации относятся материальные и моральные поощрения, наказание и критика. Внешние мотивационные факторы влияют мгновенно и сильно, но не обязательно действуют долгое время, в отличие от внутренних, имеющих более продолжительное и глубокое влияние.

Рассматривая мотивацию как воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей, д. э. н., профессор Борис Михайлович Генкин разделяет внутреннюю мотивацию по значимости работ на содержательную и статусную или ролевую, а внешнюю - на административную, экономическую, социальную [8, с.138].

Административная мотивация означает выполнение работы по команде, приказу, т. е. по прямому принуждению с соответствующими санкциями за нарушение установленных норм.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии
Тема курсовой работы «Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии». Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью. Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Инвестиции оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйствования. В условиях существующего финансового кризиса роль и ...

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.