Теоретические основы мотивации персонала

В современных условиях функционирования экономики роль личности работника приобретает все большую значимость. Именно кадровый потенциал в наибольшей степени влияет на эффективность организаций всех форм собственности и сфер деятельности. Поиск действенных способов управления трудом - одна из важнейших задач любого бизнеса. Мотивация труда - это одна из важнейших функций менеджмента, рассматриваемая как сложный процесс побуждения работника к определенной деятельности с помощью внутренних и внешних факторов для достижения личных, коллективных и общественных целей. [15, с.9].

Цель мотивации - формирование комплекса условий, побуждающих работника к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом [2, с.15].

Процесс мотивации труда, протекающий циклически, представлен на рисунке 11.

Рисунок 11 - Модель мотивации

Каждый цикл процесса мотивации может усиливать или ослаблять мотивы труда. Если оценка труда работника справедлива, он морально поощряется, вознаграждение растет, то его мотивация усиливается, и наоборот [21, с.364].

Основными функциями мотивации являются:

- побуждение к действию - мотивированный работник обязательно совершает необходимое менеджеру трудовое действие, выполняет порученное задание;

- направление деятельности - именно мотивация задает деятельности целенаправленный характер;

- контроль - мотивация обеспечивает необходимый контроль за правильностью выполнения действия и обеспечивает требуемую модель поведения работника [5, с.29].

Существуют различные способы мотивации и различные подходы к их классификации с точки зрения характера воздействия на работника. По способу воздействия различают прямые и косвенные способы мотивации.

К прямым способам мотивации относятся:

- нормативная мотивация;

принудительная мотивация.

К нормативной мотивации относятся методы убеждения, агитации, внушения, вознаграждения.

Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований, а также использующая наказания, взыскания, увольнения в случае неисполнения.

Использование методов стимулирования на практике носит комплексный характер, подразумевающий сложное переплетение различных видов и форм организации стимулирования в зависимости от объектов управления и направления их деятельности.

По форме воздействия на работника предприятия мотивация может быть внутренней и внешней [8, с.145]. Способы мотивации представлены на рисунке 12.

Рисунок 12 - Способы мотивации

Внутренняя мотивация включает в себя свободу действий, возможность использовать и развивать навыки и умения, интересную работу и возможность развития и продвижения.

К внешней мотивации относятся материальные и моральные поощрения, наказание и критика. Внешние мотивационные факторы влияют мгновенно и сильно, но не обязательно действуют долгое время, в отличие от внутренних, имеющих более продолжительное и глубокое влияние.

Рассматривая мотивацию как воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей, д. э. н., профессор Борис Михайлович Генкин разделяет внутреннюю мотивацию по значимости работ на содержательную и статусную или ролевую, а внешнюю - на административную, экономическую, социальную [8, с.138].

Административная мотивация означает выполнение работы по команде, приказу, т. е. по прямому принуждению с соответствующими санкциями за нарушение установленных норм.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выпол ...

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.