Теоретические основы мотивации персонала
В современных условиях функционирования экономики роль личности работника приобретает все большую значимость. Именно кадровый потенциал в наибольшей степени влияет на эффективность организаций всех форм собственности и сфер деятельности. Поиск действенных способов управления трудом - одна из важнейших задач любого бизнеса. Мотивация труда - это одна из важнейших функций менеджмента, рассматриваемая как сложный процесс побуждения работника к определенной деятельности с помощью внутренних и внешних факторов для достижения личных, коллективных и общественных целей. [15, с.9].
Цель мотивации - формирование комплекса условий, побуждающих работника к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом [2, с.15].
Процесс мотивации труда, протекающий циклически, представлен на рисунке 11.
Рисунок 11 - Модель мотивации
Каждый цикл процесса мотивации может усиливать или ослаблять мотивы труда. Если оценка труда работника справедлива, он морально поощряется, вознаграждение растет, то его мотивация усиливается, и наоборот [21, с.364].
Основными функциями мотивации являются:
- побуждение к действию - мотивированный работник обязательно совершает необходимое менеджеру трудовое действие, выполняет порученное задание;
- направление деятельности - именно мотивация задает деятельности целенаправленный характер;
- контроль - мотивация обеспечивает необходимый контроль за правильностью выполнения действия и обеспечивает требуемую модель поведения работника [5, с.29].
Существуют различные способы мотивации и различные подходы к их классификации с точки зрения характера воздействия на работника. По способу воздействия различают прямые и косвенные способы мотивации.
К прямым способам мотивации относятся:
- нормативная мотивация;
принудительная мотивация.
К нормативной мотивации относятся методы убеждения, агитации, внушения, вознаграждения.
Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований, а также использующая наказания, взыскания, увольнения в случае неисполнения.
Использование методов стимулирования на практике носит комплексный характер, подразумевающий сложное переплетение различных видов и форм организации стимулирования в зависимости от объектов управления и направления их деятельности.
По форме воздействия на работника предприятия мотивация может быть внутренней и внешней [8, с.145]. Способы мотивации представлены на рисунке 12.
Рисунок 12 - Способы мотивации
Внутренняя мотивация включает в себя свободу действий, возможность использовать и развивать навыки и умения, интересную работу и возможность развития и продвижения.
К внешней мотивации относятся материальные и моральные поощрения, наказание и критика. Внешние мотивационные факторы влияют мгновенно и сильно, но не обязательно действуют долгое время, в отличие от внутренних, имеющих более продолжительное и глубокое влияние.
Рассматривая мотивацию как воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей, д. э. н., профессор Борис Михайлович Генкин разделяет внутреннюю мотивацию по значимости работ на содержательную и статусную или ролевую, а внешнюю - на административную, экономическую, социальную [8, с.138].
Административная мотивация означает выполнение работы по команде, приказу, т. е. по прямому принуждению с соответствующими санкциями за нарушение установленных норм.
Публикации по экономике >>>
Логистические процессы на предприятии
Эффективность функционирования производственного
предприятия, оцениваемая в первую очередь затратностью происходящих в нем
процессов, существенным образом зависит от организации продвижения материальных
потоков (материалов, комплектующих по кооперации, полуфабрикатов и т.п.), а
также от правильности решений по управлению этими потоками. Как следствие,
процессы продвижения производственных потоков на них непрерыв ...
Заполнение формы персонифицированного учета ПУ-3
Не позднее
31 марта 2012 г. организации обязаны представить в органы Фонда социальной
защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
(далее - Фонд) сведения о каждом застрахованном лице за 2011 год по форме ПУ-3
"Индивидуальные сведения" (далее - форма ПУ-3). Обратим внимание на
основные моменты, которые нужно учитывать при заполнении и представлении форм
ПУ-3.
...












Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.
При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.
Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.
Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.