Виды безработицы

Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную); искусственно низкую и вынужденную безработицу - открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую) и скрытую.

Естественная безработица характеризуется оптимальным для экономики резервом рабочей силы, способной быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса о потребностей производства, потому здесь профессиональное обучение незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям работодателей в рабочей силе. Вместе с тем, роль профессионального обучения не может быть пассивной. Оно должно формировать у потенциального безработного готовность к смене работы. При этом подразумевается, что профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида безработицы.

Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной и добровольной безработицы.

. Фрикционная безработица охватывает лиц наемного труда, находящихся в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы отличается добровольно низкой продолжительностью. В этом случае требование кардинального переобучения не выдвигается, поскольку их профессионально-квалификационные показатели соответствуют требованиям рынка труда и поле деятельности по сути не меняется. Для их адаптации к новому месту работы требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная коррекция имеющихся знаний, умений и навыков.

. Институциональная безработица - следствие снижения трудовой активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы, действующие на рынке рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная защита и высокие ставки налогов. Данный вид безработицы не требует специфических содержания, форм и технологий профессионального обучения незанятого населения. Обучение же может оказывать, хотя и опосредованное, влияние на этот вид безработицы, поскольку является одним из методов активизации потенциала безработного, повышающим его мотивацию.

Здесь особое влияние следует обратить на профессиональную ориентацию и воспитывающую направленность обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры.

Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны тем, о которых говорилось применительно к институциональной.

. Технологическая безработица, обусловленная научно-техническим прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий профессионального обучения.

Несоответствие профессиональных возможностей работника требованиям производства, порождаемое НТП, является одним из показателей серьезных просчетов в содержании, организационных формах и технологиях общего и специального образования полученного ранее. Поэтому профессиональное обучение незанятого населения должно носить опережающий характер. Наиболее перспективными в этом случае являются технологии интенсивного обучения и дистанционная форма организации рабочего процесса.

. Структурная безработица также вызвана научно-техническим прогрессом. Зачастую она тесно переплетается с технологической безработицей.

Структурная безработица возникает на начальном этапе развития технологического вытеснения рабочей силы и связана с несоответствием профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых требованием производства.

В отличие от «фрикционных» безработных, которые сразу могут продать свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация.

. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев именно профессиональное обучение незанятого населения может решить тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике региональной безработицы, что может быть достигнуто за счет региональной составляющей стандарта образования.

. Циклическая безработица, возникающая как результат падения спроса на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем профессионального обучения.

Некоторые условия для роста циклической безработицы создают системы социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер пособия по безработице прямо зависит от величины получаемой работником зарплаты. Вместе с тем, период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели снижение зарплаты занятых [7, с 12].

Этот вид безработицы затрагивает в основном работников с низкой квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим профессиональным качествам является относительно более «слабым».

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Диагностика бизнес-сферы предприятия
Финансовая деятельность предприятия является частью хозяйственной деятельности и включает в себя все денежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных фондов, образованием и использованием доходов. В свою очередь финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, движение и использование финансовых ресурсов предприятия. ...

Механизм формирования прибыли предприятия на примере ОАО Алтайкрайгазсервис
Прибыль как конечный финансовый результат на всех этапах развития экономики всегда имела огромное значение для эффективной работы предприятий и организаций. Значение прибыли для хозяйствующих субъектов существенно возрастает, так как от этого зависит дальнейшее повышение эффективности их деятельности, конкурентоспособность и кредитоспособность. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматр ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.