Проблемы развития автомобильных дорог и формирование модели транспортно-лесозаготовительного кластера

Неудовлетворительное состояние значительной части сети автомобильных дорог Российской Федерации, включая дороги лесного комплекса, увеличение сверхнормативного воздействия на дорожную одежду постоянно растущего грузового движения, дефицит средств, направляемых на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог, привели к необходимости создания системы, позволяющей оптимизировать программу дорожных работ и обеспечить повышение эффективности использования вкладываемых в дороги средств.

В последние годы ежегодные объёмы работ по ремонту автомобильных дорог в лесозаготовительных регионах составляют в пределах 20…25 % от требуемых объёмов, рассчитанных по действующим нормативным срокам. Это вызывает крайне тяжёлые условия работы дорог и их повышенный износ, вызываемый высокой интенсивностью происходящих деградационных процессов.

Рассматривая это явление с экономических позиций, происходящий невосполняемый износ в результате небольших объёмов по ремонту лесовозных автомобильных дорог вызывает резкое уменьшение первоначальной её стоимости - незначительной доли стоимости материалов, способных нормально функционировать при фактической интенсивности движения.

Устранение негативных явлений и решение этих непростых задач требуют самых современных подходов к эксплуатации лесовозных автомобильных дорог и других элементов лесозаготовительного комплекса регионов. Следовательно, актуальность темы исследования определяется необходимостью довести во всех лесозаготовительных регионах эксплуатационное состояние сложившейся сети дорог до уровня требований, обеспечивающих по ним устойчивое движение в любое время года.

В теории и на практике данные вопросы решаются по-разному.

Так, теоретики видят необходимость внедрения методики оптимизации транспортно-технологических связей предприятий лесного комплекса, отличающейся учётом дорожно-транспортных и технологических факторов, условий неопределенности оптимальных решений. Другие исследователи предусматривают оптимизацию дорожного покрытия лесовозных автомобильных дорог, внедрение методик экспресс-контроля состояния участков лесовозных автомобильных дорог

На практике развитие лесозаготовительного комплекса осуществляется на основе Стратегии развития лесного комплекса России до 2020 года, являющегося основным документом перспективного планирования в отрасли. Документ был принят в 2008 году. Его ключевая идея - импортозамещение в сегментах высокомаржинальной продукции за счет создания привлекательных инвестиционных механизмов.

Для решения поставленной задачи был создан механизм приоритетных инвестиционных проектов, оформленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

Практическая работа по представлению, рассмотрению и утверждению инвестиционных проектов в области освоения лесов в качестве приоритетных началась в 1 квартале 2008 года.

За 2008-2010 годы Минпромторгом России было утверждено 95 приоритетных инвестиционных проектов. На сегодня в перечне приоритетных 91 проект с общим объемом инвестиций 406,7 млрд. рублей и расчетной лесосекой 62,3 млн. м3. Из перечня было исключено четыре приоритетных инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 80 млрд. рублей по причине невыполнения инвесторами своих обязательств по реализации проектов.

По отчетам организаций, реализующих проекты, за 2009-2010 годы в приоритетные проекты вложено 105,9 млрд. рублей инвестиций. В структуре инвестиций ведущие позиции занимают деревообрабатывающие и плитные производства, на долю которых приходится 53,7 млрд. рублей (55,2 %).

В 2009 введены в эксплуатацию 9 объектов из перечня приоритетных с общим объемом инвестиций 25,4 млрд. рублей, расчетной лесосекой 3,6 млн. куб. м.

В 2010 году ожидался ввод 12 объектов с объемом инвестиций 48,0 млрд. рублей.

Годовой выпуск продукции на введенных за эти годы предприятиях составил 34,3 млрд. рублей, было создано 6200 рабочих мест.

Наибольшую активность по включению инвестиционных проектов в перечень приоритетных проявили предприятия Северо-Западного (26), Сибирского (18) и Приволжского федеральных округов (16).

Наиболее масштабные проекты представлены Сибирским федеральным округом на сумму 164,5 млн. руб., Северо-Западным - 101,6 млн. руб., Центральным - 66,9 млн.руб.

Многие из проектов комплексные, объединяющие в своем составе лесное хозяйство, лесозаготовки, лесопиление и деревообработку, производство древесных плит и фанеры, целлюлозы, бумаги и картона, выработку тепловой и электрической энергии из древесных отходов и топливных дров. Таким образом, с одной стороны, формируются современные предприятия, готовые к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и минимальным воздействием на окружающую среду. С другой стороны, нет очевидного влияния именно на лесозаготовительный комплекс. Более того - указанные проекты не связаны с транспортной инфраструктурой данного комплекса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Институциональные теории фирмы
Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако, их создание сложный и длительный процесс. Они с трудом поддаются заимствованию, так как действие законов, регулирующих экономику, при заимствованиях модифицируется существующей институциональной средой. Необходимо отметить, что жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразн ...

Качественная оценка надежности процессов
Вариант 8 Уровни В Уровни А Среднее значение по строкам 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 С1 32 35 38 40 30 29 42 37 32 45 39 49 29 35 43 43 38 44 50 45 63 60 66 70 56 43,6 С2 30 33 36 40 26 ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.