Проблемы развития автомобильных дорог и формирование модели транспортно-лесозаготовительного кластера

Неудовлетворительное состояние значительной части сети автомобильных дорог Российской Федерации, включая дороги лесного комплекса, увеличение сверхнормативного воздействия на дорожную одежду постоянно растущего грузового движения, дефицит средств, направляемых на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог, привели к необходимости создания системы, позволяющей оптимизировать программу дорожных работ и обеспечить повышение эффективности использования вкладываемых в дороги средств.

В последние годы ежегодные объёмы работ по ремонту автомобильных дорог в лесозаготовительных регионах составляют в пределах 20…25 % от требуемых объёмов, рассчитанных по действующим нормативным срокам. Это вызывает крайне тяжёлые условия работы дорог и их повышенный износ, вызываемый высокой интенсивностью происходящих деградационных процессов.

Рассматривая это явление с экономических позиций, происходящий невосполняемый износ в результате небольших объёмов по ремонту лесовозных автомобильных дорог вызывает резкое уменьшение первоначальной её стоимости - незначительной доли стоимости материалов, способных нормально функционировать при фактической интенсивности движения.

Устранение негативных явлений и решение этих непростых задач требуют самых современных подходов к эксплуатации лесовозных автомобильных дорог и других элементов лесозаготовительного комплекса регионов. Следовательно, актуальность темы исследования определяется необходимостью довести во всех лесозаготовительных регионах эксплуатационное состояние сложившейся сети дорог до уровня требований, обеспечивающих по ним устойчивое движение в любое время года.

В теории и на практике данные вопросы решаются по-разному.

Так, теоретики видят необходимость внедрения методики оптимизации транспортно-технологических связей предприятий лесного комплекса, отличающейся учётом дорожно-транспортных и технологических факторов, условий неопределенности оптимальных решений. Другие исследователи предусматривают оптимизацию дорожного покрытия лесовозных автомобильных дорог, внедрение методик экспресс-контроля состояния участков лесовозных автомобильных дорог

На практике развитие лесозаготовительного комплекса осуществляется на основе Стратегии развития лесного комплекса России до 2020 года, являющегося основным документом перспективного планирования в отрасли. Документ был принят в 2008 году. Его ключевая идея - импортозамещение в сегментах высокомаржинальной продукции за счет создания привлекательных инвестиционных механизмов.

Для решения поставленной задачи был создан механизм приоритетных инвестиционных проектов, оформленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

Практическая работа по представлению, рассмотрению и утверждению инвестиционных проектов в области освоения лесов в качестве приоритетных началась в 1 квартале 2008 года.

За 2008-2010 годы Минпромторгом России было утверждено 95 приоритетных инвестиционных проектов. На сегодня в перечне приоритетных 91 проект с общим объемом инвестиций 406,7 млрд. рублей и расчетной лесосекой 62,3 млн. м3. Из перечня было исключено четыре приоритетных инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 80 млрд. рублей по причине невыполнения инвесторами своих обязательств по реализации проектов.

По отчетам организаций, реализующих проекты, за 2009-2010 годы в приоритетные проекты вложено 105,9 млрд. рублей инвестиций. В структуре инвестиций ведущие позиции занимают деревообрабатывающие и плитные производства, на долю которых приходится 53,7 млрд. рублей (55,2 %).

В 2009 введены в эксплуатацию 9 объектов из перечня приоритетных с общим объемом инвестиций 25,4 млрд. рублей, расчетной лесосекой 3,6 млн. куб. м.

В 2010 году ожидался ввод 12 объектов с объемом инвестиций 48,0 млрд. рублей.

Годовой выпуск продукции на введенных за эти годы предприятиях составил 34,3 млрд. рублей, было создано 6200 рабочих мест.

Наибольшую активность по включению инвестиционных проектов в перечень приоритетных проявили предприятия Северо-Западного (26), Сибирского (18) и Приволжского федеральных округов (16).

Наиболее масштабные проекты представлены Сибирским федеральным округом на сумму 164,5 млн. руб., Северо-Западным - 101,6 млн. руб., Центральным - 66,9 млн.руб.

Многие из проектов комплексные, объединяющие в своем составе лесное хозяйство, лесозаготовки, лесопиление и деревообработку, производство древесных плит и фанеры, целлюлозы, бумаги и картона, выработку тепловой и электрической энергии из древесных отходов и топливных дров. Таким образом, с одной стороны, формируются современные предприятия, готовые к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и минимальным воздействием на окружающую среду. С другой стороны, нет очевидного влияния именно на лесозаготовительный комплекс. Более того - указанные проекты не связаны с транспортной инфраструктурой данного комплекса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики
Изменения в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении ...

Кластеризация как основное направление развития конкурентной среды транспортной инфраструктуры и лесозаготовительного комплекса
Актуальность темы исследования. Лесозаготовительная промышленность является основой лесопромышленного комплекса (ЛПК): именно данная отрасль обеспечивает ресурсами все остальные отрасли лесной промышленности. Причем сырьевая база российского ЛПК не менее богата, чем у признанных на сегодняшний день лидеров российской экономики - нефтегазовой и металлургической промышленности. Россия является мировым лидером ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.