Система и факторы обеспечения конкурентоспособности студентов

Личная конкурентоспособность студента - способность обеспечить себя к моменту завершения обучения в вузе гарантированной работой по получаемой специальности в престижной организации с перспективой успешного продвижения вверх по служебной лестнице [12].

Личная конкурентоспособность студентов, с одной стороны, включает в себя внутреннее развитие, т.е. качественные изменения, происходящие с объектом конкурентоспособности, с другой стороны - процесс его внешнего формального развития, реализации и продвижения в среде [13].

Субъектами обеспечения личной конкурентоспособности могут выступать: высшее учебное заведение в лице общевузовских служб содействия и выпускающей кафедры, предприятия-работодатели, родители студента и, конечно сам студент (рисунок 1).

Как видно из предлагаемой модели, задача достижения определенного уровня конкурентоспособности требует от студента серьезных и постоянных усилий в течение всего периода обучения в вузе.

Рисунок 1 - Субъекты обеспечения конкурентоспособности студента

Такие усилия должны опираться на две группы факторов организационного поведения в период обучения в вузе:

факторы стратегического поведения;

факторы тактического поведения.

Модель формирования и управления конкурентоспособностью молодых людей на современном рынке труда представлена на рисунке 2. Данная модель охватывает всю систему управления молодым человеком собственной конкурентоспособностью.

Прежде всего, на формирование конкурентоспособности студентов оказывают влияние стратегические факторы. К ним относятся следующие:

фундаментальная подготовка по направлению обучения;

формирование жизненного успеха;

формирование навыков организаторской деятельности;

развитие предпринимательских способностей;

освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в вузе;

постоянное формирование долговременных деловых связей;

использование современных технологий формирования плана жизни и деловой карьеры;

поддержание высокого уровня работоспособности;

обеспечение семейного благополучия;

создание положительной репутации;

контроль факторов, влияющих на жизненное везение и удачу;

постоянный самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности.

Тактические качества оказывают непосредственное влияние на становление и самореализацию студента. Они включают:

освоение технологий обучения в современном вузе;

личную организованность - разработку и применение техники личной работы;

составление планов личной деятельности на год, месяц, неделю, день;

расширение личного кругозора, умение быть интересным;

повышение собственной привлекательности - культуру общения, этикет и поведение.

Отдельные приемы могут повторяться в разных рекомендациях, это объясняется тем, что факторы конкурентоспособности переплетаются и тесно связаны между собой. Реализация данной модели направлена на самоуправление поведением в период обучения, формирует конкурентоориентированность и конкурентоспособность.

Наличием всех этих факторов, а также индивидуальным поведением, основанным на соответствии с представленными в модели качествами, можно охарактеризовать конкурентоспособность молодого специалиста. И это будет решающим образом сказываться на самореализации и жизненном успехе [12].

Главным действующим лицом в процессе формирования выше указанных качеств является непосредственно сам студент, однако не стоит забывать о роли образовательного учреждения, которое в свою очередь должно создавать комфортную среду для развития конкурентоориентированности учащихся.

Рисунок 2 - Система саморазвития конкурентоспособности российского студента

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Концепция устойчивого развития экономики Украины
Тема контрольной работы «Концепция устойчивого развития экономики Украины» по дисциплине «Основы экономики». Цель работы - рассмотреть проблемные вопросы устойчивого развития в контексте саммита "Ріо+20", определить системные положения относительно превращения национального хозяйства Украины в стойкую общественную целостность, способную эффективно самовоспроизводиться и обосновать необходимость фо ...

Инновационная экономика сущность и основные формы развития
Основной мировой тенденцией формирования современного типа устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «инновационной экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. Устойчивая ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.