Система и факторы обеспечения конкурентоспособности студентов
Личная конкурентоспособность студента - способность обеспечить себя к моменту завершения обучения в вузе гарантированной работой по получаемой специальности в престижной организации с перспективой успешного продвижения вверх по служебной лестнице [12].
Личная конкурентоспособность студентов, с одной стороны, включает в себя внутреннее развитие, т.е. качественные изменения, происходящие с объектом конкурентоспособности, с другой стороны - процесс его внешнего формального развития, реализации и продвижения в среде [13].
Субъектами обеспечения личной конкурентоспособности могут выступать: высшее учебное заведение в лице общевузовских служб содействия и выпускающей кафедры, предприятия-работодатели, родители студента и, конечно сам студент (рисунок 1).
Как видно из предлагаемой модели, задача достижения определенного уровня конкурентоспособности требует от студента серьезных и постоянных усилий в течение всего периода обучения в вузе.
Рисунок 1 - Субъекты обеспечения конкурентоспособности студента
Такие усилия должны опираться на две группы факторов организационного поведения в период обучения в вузе:
факторы стратегического поведения;
факторы тактического поведения.
Модель формирования и управления конкурентоспособностью молодых людей на современном рынке труда представлена на рисунке 2. Данная модель охватывает всю систему управления молодым человеком собственной конкурентоспособностью.
Прежде всего, на формирование конкурентоспособности студентов оказывают влияние стратегические факторы. К ним относятся следующие:
фундаментальная подготовка по направлению обучения;
формирование жизненного успеха;
формирование навыков организаторской деятельности;
развитие предпринимательских способностей;
освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в вузе;
постоянное формирование долговременных деловых связей;
использование современных технологий формирования плана жизни и деловой карьеры;
поддержание высокого уровня работоспособности;
обеспечение семейного благополучия;
создание положительной репутации;
контроль факторов, влияющих на жизненное везение и удачу;
постоянный самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности.
Тактические качества оказывают непосредственное влияние на становление и самореализацию студента. Они включают:
освоение технологий обучения в современном вузе;
личную организованность - разработку и применение техники личной работы;
составление планов личной деятельности на год, месяц, неделю, день;
расширение личного кругозора, умение быть интересным;
повышение собственной привлекательности - культуру общения, этикет и поведение.
Отдельные приемы могут повторяться в разных рекомендациях, это объясняется тем, что факторы конкурентоспособности переплетаются и тесно связаны между собой. Реализация данной модели направлена на самоуправление поведением в период обучения, формирует конкурентоориентированность и конкурентоспособность.
Наличием всех этих факторов, а также индивидуальным поведением, основанным на соответствии с представленными в модели качествами, можно охарактеризовать конкурентоспособность молодого специалиста. И это будет решающим образом сказываться на самореализации и жизненном успехе [12].
Главным действующим лицом в процессе формирования выше указанных качеств является непосредственно сам студент, однако не стоит забывать о роли образовательного учреждения, которое в свою очередь должно создавать комфортную среду для развития конкурентоориентированности учащихся.
Рисунок 2 - Система саморазвития конкурентоспособности российского студента
Публикации по экономике >>>
Пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО Уником-Л)
Конечная
цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не
случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы.
Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг
фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
В
современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего
руководители предприятий находятся в постоянном п ...
Издержки производства, их сущность и структура
издержка прибыль экономический
Актуальность
темы. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет,
какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит от
двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на
рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием
законов рыночного ценообразования в условиях свободной кон ...