Закон о защите конкуренции и конкурентные преимущества

В январе 2012 г. заработал так называемый третий антимонопольный пакет поправок (Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ), который внес масштабные изменения в статьи Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ (от 26.07.2006, в редакции от 28.07.2012, далее - Закон).

В частности, законодателем существенно переработана ст. 11 - Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов этого Закона и введена новая ст. 11.1 - Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. До этого запрет на соглашения, и согласованные действия содержался в одной статье Закона (ст. 11), вследствие чего понятия соглашения и согласованные действия фактически были синонимами.

Итак, согласно ч. 1 ст. 8 Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее одного года.

В новой редакции Закона максимально разводятся и дифференцируются понятия соглашения и согласованные действия. В ней указано, что:

согласованные действия имеют место только при отсутствии соглашения (ч. 1 ст. 8);

совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением (ч. 2 ст. 8).

Согласно ч. 1 ст. 11.1 Закона запрещены действия субъектов-конкурентов, которые приводят к:

установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

сокращению или прекращению производства товаров;

отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 11.1 Закона запрещаются иные согласованные действия, которые приводят к ограничению конкуренции. Например, это могут быть действия по:

) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Доходность фирмы
Основная цель любого предприятия состоит в максимизации возможностей увеличения доходов ее вложения. В период рыночной экономике это становится важной задачей. Т.е. важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. В распоряжении фирмы остается часть от выручки, при вычете материальных, денежных и трудовых затрат, затрат на производство и р ...

Коммерческая деятельность по сбыту в современных условиях
Работа предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции. Сбыт готовой продукции - это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Тема данной курсовой работы актуальна в настоящее в ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.