Региональная конкуренция на современном этапе
Региональная закрытость мешает экономике, а поэтому в ходе глобализации мы наблюдаем усиление миграции, как труда, так и капитала. Причем капиталы, топ-менеджмент и рабочая сила перемещаются в тот регион, где условия для развития бизнеса более благоприятны и либеральны. Такая глобальная миграция весьма позитивна: появляются новые производства, новые рабочие места, удешевляется производство товаров, в бюджет поступают налоги.
Если же региональные рынки закрыты, то ситуация абсолютно противоположна. И чем больше таких регионов, тем больше нагрузка на госбюджет, инфляция и безработица.
Регион сегодня является основным носителем конкурентных преимуществ. Однако, по мере увядания ряда традиционных отраслей хозяйства, регион теряет привлекательность и для размещения предприятий других отраслей, т.е. процесс хозяйственной деградации региона имеет кумулятивный эффект. Поэтому попытка регионов решать социальные проблемы региона за счет ограничения конкуренции приводит к ухудшению не только социальной, но и общехозяйственной ситуации.
Перемещение рабочей силы из депрессивных регионов и движение капитала усиливают возможность развития кумулятивного процесса неравномерного развития регионов. К тому же экономика каждого региона подвержена негативному действию таких глобальных факторов, как международная конкуренция, периодические циклические кризисы; немалую лепту вносят и общероссийские проблемы: демографическая ситуация, старение населения, неразвитость инфраструктуры многих российских регионов, недостаток местного капитала. Регионы России по-прежнему делятся на доноров и реципиентов, причем первых - значительно меньше. Поэтому в новых условиях каждый регион должен выбрать свою модель экономического и социального поведения, определиться с приоритетными направлениями хозяйственного развития, способствующего усилению реальной конкуренции, а как следствие - и конкурентоспособности региона.
Поскольку конкурентоспособность региона во многом определяется структурой регионального воспроизводства, региональная экономическая политика должна быть ориентирована на создание условий для расширенного воспроизводства регионального капитала и оптимизацию его структуры в соответствии с долгосрочными целевыми установками развития региона. Создание условий для расширенного воспроизводства капитала требует достижения таких сочетаний факторов производства, при которых максимально полно использовались бы специфические особенности региона.
Главным условием развития региональной воспроизводственной системы является наличие условий для расширенного воспроизводства регионального капитала и факторов производства в целом.
В силу этого конкурентоспособность региона во многом определяется воспроизводственными условиями, складывающимися на его территории. А сам процесс управления конкурентоспособностью региона предполагает, прежде всего, управление процессом расширенного воспроизводства регионального капитала.
Итак, создание в регионе благоприятных условий для расширенного воспроизводства капитала требует нахождение оптимальных условий для взаимодействия и согласования всех факторов и достижения таких их сочетаний, при которых максимально полно использовались бы специфические особенности отдельно взятого региона.
Публикации по экономике >>>
Изучение прибыли предприятия и путей ее увеличения
При переходе к рыночной системе экономических отношений предприятия
получили самостоятельность в планировании своей хозяйственной и экономической
деятельности.
Опыт доказал жизнеспособность и эффективность рыночного механизма в
обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании
трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств,
восприимчивых к запросам потребителе ...
Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды
фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии
и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими
действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников,
формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности
(что и влечет ...