Малое предпринимательство как экономическая категория

Большинство государств выделяют малые предприятия в самостоятельную категорию хозяйствующих субъектов, используя для этого различные критерии. Основным из них служит численность персонала - от 30 до 100 человек, обычно дифференцированная по отраслям. Многие страны используют дополнительные критерии, чаще всего результирующие финансовые показатели: в Великобритании - величина годового оборота и активов, в Японии - уставный капитал, в США - величина годового оборота и прибыли. Практикуется также выделение из категории малых предприятий особой подгруппы - «наиболее малых». В российском законодательстве нет аналогичного термина, но существует «пороговая» численность - 15 человек, позволяющая предприятию применять упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности.

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил автора выбрать для курсовой работы тему «Малый бизнес», которую он посчитал наиболее актуальной на сегодняшний день.

По вопросу о месте малого предпринимательства в современной экономике имеют место полярные точки зрения. Часть специалистов отводит ему приоритетную роль, определяя в качестве «хребта» современной экономики, другие считают, что «государство и крупные предприятия в экономическом плане прокладывают путь мелким, поскольку последние не способны самостоятельно создать современное экономическое пространство». Каждая из этих позиций может быть по-своему аргументирована. Но сама возможность однозначного ответа вызывает у нас сомнение. В очередной раз имеет место попытка определить приоритет одной сферы хозяйственной деятельности над другой, в какой-то степени противопоставить их. По нашему мнению, государственный сектор экономики, корпорации и МП должны органично дополнять друг друга.

Вопрос о специфических функциях малого предпринимательства также имеет дискуссионный характер. Все исследователи разделяют их на две группы - экономические и социальные, но по-разному трактуют их. С одной стороны, наличие развитой институциональной среды малого предпринимательства позволяет гражданину сделать свободный выбор между ролью наемного работника и независимого бизнесмена. С другой стороны, функционирование малого предприятия в большей степени подчинено экономическим законам свободного рынка, чем деятельность крупных корпораций, часто имеющих возможность влиять на него.

Для отечественных условий данная функция имеет особое значение. Крупные предприятия, до настоящего времени составляющие основу экономики России, не могут пока рассматриваться в качестве свободных субъектов рынка в силу большой зависимости от государства. Кроме того, с ней связана и специфическая социальная функция отечественного малого предпринимательства, также не получившая достаточного отражения в специальной литературе, - содействие формированию в обществе «идеологии предпринимательства», которая является объектом специального исследования.

Второй экономической особенностью малого предпринимательства является совпадение здесь базовых функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника. Этот тезис имеет выраженное прикладное значение. Отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами обеспечивает малым предприятиям многие конкурентные преимущества. Столь же очевидной представляется нам специфичность его экономической функции, связанной с противодействием тенденции монополизации рынка крупными производителями.

Существование малого предпринимательства обеспечивает решение рассматриваемой проблемы, дополняя антимонопольное законодательство механизмами децентрализованного регулирования.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Малый инновационный бизнес в Беларуси
Проанализировав современное состояние экономики РБ, становится ясно, что у нашей страны имеется ряд проблем, которые нужно решать. Это проблемы рентабельности предприятий, конкурентоспособности товаров и услуг, безработицы, инфляции, возникшей из-за ряда проблем, главной из которых является отрицательное сальдо, сложившееся из-за огромного импорта и слабого экспорта (небольшого по размерам из-за низкой конкурен ...

Инновационная политика в регионе
Теоретико-методологические основы разработки и реализации инновационной политики ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.