Теории предпринимательства

Представитель немецкой классической школы Йозеф фон Тюнен развил идеи Р. Кантильона . Он акцентировал внимание на анализе самого понятия неопределенности и его отличии от использовавшегося классиками понятия риска. Доход предпринимателя, по Тюнену, связан не просто с риском, а с риском непредсказуемым, неисчислимым, от которого нельзя застраховаться.

В XX веке появляются три основные теории, рассматривающие взаимосвязь предпринимательской деятельности и проблемы неопределенности. Это неоавстрийская школа (Людвиг Мизес, Израэль Кирцнер), Фрэнк Найт и Йозеф Шумпетер. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Тория нео-австрийской школы. Предпринимательство как оптимизация обменов.

Людвиг фон Мизес уделял особое внимание проблеме неопределенности в экономической деятельности, в том числе и в предпринимательском процессе. В своей работе «Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории» (1940), Мизес выделяет два типа вероятностей: вероятность класса, которая поддается рациональному расчету, и вероятность события, которую невозможно прогнозировать. Предприниматель, по Мизесу, имеет дело именно с вероятностью события, а потому его деятельность всегда связана с рисками, не поддающимися расчету. Прибыль или убыток предпринимателя- это не продукт капитала, а продукт идеи, воплощенной в этом капитале. Неудачная идея всегда ведет к убыткам, несмотря на затраты капитала.

Израэл Кирцнер, ученик Л. Мизеса, создал более полную теорию предпринимательского поведения. Кирцнер считал, что источник неопределенности - это несовершенство информации. Поэтому предприниматель в теории Кирцнера это человек, который умеет воспринимать рыночную информацию как неопределенную, склонную к изменениям в определенной ситуации. А потому функция предпринимателя состоит в поиске таких ситуаций и использовании их с выгодой для себя.

Предпринимателем по Кирцнеру является и спекулянт, который может приобрести товар по низкой цене, а продать по более высокой, и производитель, играющий на разнице между ценой ресурсов и ценой готового продукта.

Теория Фрэнка Найта - предпринимательство как прогнозирование будущего.

Найт иначе смотрел на проблему неопределенности в предпринимательской деятельности и на суть предпринимательства в целом. Он разделял взгляды Милля о том, что часть прибыли от предпринимательской деятельности составляет плата за риск, но разделял это риск на предсказуемый и риск непредсказуемый, т.е. неопределенность.

По его теории риск - это вероятность неудачи, которую можно просчитать, оценить и застраховать. Неопределенность в свою очередь это состояние полного отсутствия информации, а потому ее нельзя просчитать или спрогнозировать.

Согласно Найту, ситуация неопределенности имеет существенное влияние на принцип принятия решений предпринимателем, который при выборе своей стратегии ориентируется на прогнозы будущего. Поэтому Найт создает новую модель поведения в ситуации неопределенности.

Если в неоклассических моделях предприниматель должен принимать решения исходя из рационального расчета, то в модели Найта решения принимаются интуитивно, опираясь на знания прошлого и настоящего. При принятии какого либо решения, предприниматель должен детально проанализировать проблему, использовать свои теоретические знания и практический опыт аналогичных предприятий. Проанализировав эту информацию, предприниматель должен рассмотреть все возможные варианты действий, пока один из них не вызовет уверенности в своей оптимальности.

Найт совершенно меняет стандартные представления о сущности предпринимательской прибыли, утверждая, что:

) эта прибыль никак не связана с объемом вложений в производство, с уровнем технологий и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Доходность фирмы
Основная цель любого предприятия состоит в максимизации возможностей увеличения доходов ее вложения. В период рыночной экономике это становится важной задачей. Т.е. важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. В распоряжении фирмы остается часть от выручки, при вычете материальных, денежных и трудовых затрат, затрат на производство и р ...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО Уником-Л)
Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия. В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном п ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.