Государственное регулирование малого предпринимательства

С 2009 года расширены возможности применения упрощенной системы налогообложения в виде патента: ее могут использовать предприниматели, нанимающие до 5 человек. Важным моментом является и то, что субъектам Российской Федерации предоставлено право снизить с 15 до 5 процентов налоговую ставку, применяемую при упрощенной системе налогообложения. Кроме того, плановые проверки малых компаний с 2009 года осуществляются не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора.

Однако нельзя сказать, что все вышеперечисленные меры намного улучшили положение малого бизнеса в стране. Объем федерального финансирования малого и среднего бизнеса в 2012 году составил 19 млрд. руб., что, конечно, сопоставимо с объемом государственной поддержки в высокоразвитых странах, но для настоящего толчка к развитию малого бизнеса в России этой суммы, безусловно, недостаточно. Кроме того, значительная часть государственных вливаний в малый бизнес просто не доходит до предпринимателей, в связи с коррупцией государственных и муниципальных чиновников. Например, в 2010 г. коррупция только в сфере государственных заказов достигла 1 трлн. руб. при общей сумме госзаказа в 5 трлн. руб.[5]

Еще одним слабым моментом государственного финансирования малого бизнеса в России является его низкая эффективность. К примеру: объем финансирования малого и среднего бизнеса в перспективной в плане его дальнейшего развития и роста Челябинской области составляет всего 13, 8 млн. руб., в то время как в малоперспективных в этом плане регионах России, например в республиках Северного Кавказа и в северных районах страны этот показатель в 1,5-4 раза выше, а экономическая отдача от малых и средних предприятий этих регионов в 5-7 раз ниже. Такая политика государственного финансирования ведет не столько к росту и расширению малого бизнеса, сколько к бесполезному растранжириванию бюджетных средств, немалая часть из которых итак оказывается в карманах коррумпированных чиновников.

Также необходимо заметить, что существуют проблемы и в инфраструктуре поддержки малого бизнеса, включающей в себя различные центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, маркетинговые и учебно-деловые центры, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации. Многие организации, относящиеся к данной инфраструктуре имеют своей целью только увеличение собственных доходов. Это приводит к снижению эффективности деятельности этих организаций и к дополнительным затратам финансовых ресурсов со стороны предпринимателей.[6]

Еще одна проблема государственного регулирования малого бизнеса - это высокие налоги. Неоправданно высокое налогообложение буквально уничтожает малое предпринимательство, иногда и вовсе оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Налогообложение малого бизнеса в нашей стране за последнее время начало стремительно расти. С 2011 г. размер страховых взносов увеличился. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, - с 26 до 34%, для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход , - с 14 до 34% (в 2,5 раза). И хотя в 2012 году Правительство РФ обещало снизить размер страховых взносов, этого не произошло.

Кроме того, сейчас рассматривается законопроект, авторы которого предлагают изменить способ расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей. Таким образом, если данный законопроект будет принят, то к 2014 г. платежи для индивидуальных предпринимателей вырастут в 3 раза, что приведет к завершению деятельности многих индивидуальных предпринимателей и нанесет существенный удар по малому бизнесу в целом.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Коммерческий анализ деятельности коммунального предприятия Крымтеплокоммунэнерго
Современный индустриальный профиль большинства стран мира, даже при условии их высокотехнологичного развития, в значительной степени формируется под влиянием фундаментальных секторов экономики, которые в ее отраслевой структуре являются наиболее энергоемкими. Собственно, это и обусловливает сохранение устойчивой макроэкономической зависимости между объемами производства и потребления теплоэнергоресурсов, а усто ...

Классификация безработицы
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица - явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становлени ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.