Организационно-правовые формы малого предпринимательства

Вопрос о том, какие организационно-правовые формы могут принимать малые предприятия, имеет большое социально-экономическое значение. Речь идёт о возможности населения включаться в предпринимательскую деятельность, а потому и о масштабах малого бизнеса. В странах с развитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людей вовлечь в предпринимательскую деятельность. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людей вовлечь в предпринимательскую деятельность, поэтому законодательством предусмотрены разнообразные формы создания малых предприятий. При этом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабы бизнеса, тем проще порядок его государственной регистрации. [4, с.86]

Рассмотрим факторы, от которых зависит выбор организационно-правовой формы предприятия (см. приложение В).

Различают три основные правовые формы: единоличное владение, товарищество и общество.

В малом бизнесе одной из наиболее простых форм организации предпринимательства является единоличное владение.

Единоличное владение - это такая организационно-правовая форма хозяйствования, где владельцем собственности выступает одно лицо или семья, получающие весь доход (после вычитания всех расходов и уплаты налогов) и несущие весь риск от бизнеса. Единоличный предприниматель создаёт своё предприятие на свои деньги, отвечает всем своим имуществом, единолично управляет и распоряжается прибылью.

Мы заметили, что данная форма предпринимательства особенно распространена в розничной торговле, сфере питания, консультационном бизнесе, бытовых услугах, фермерстве, врачебной практике, кустарных промыслах.

Существуют преимущества и недостатки единоличной формы правления (см. приложение Г).

Среди различных форм объединений лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в малом бизнесе, наиболее простой формой является товарищество.

Товарищество - это договорное соглашение двух и более лиц об объединении имущества и предпринимательских усилий для достижения общей коммерческой цели.

Рассмотрим основные виды товарищества (см. приложение Д)

Существуют некоторые преимущества хозяйственных товариществ по сравнению с другими организационно-правовыми формами предпринимательства (см. приложение Е).

Общество - это союз, группа лиц, объединяемых общностью профессиональных или сословных интересов.

Эта организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например, в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление обществом должно отделено от её владения, нередко бывают случаи, когда обществом владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в неё средства и не принимают участия в управлении ею.

В зарубежной практике к ним относят, как правило, акционерные общества. Существуют как некоммерческие, так и коммерческие общества. К некоммерческим обществам относятся правительственные, городские, муниципальные, политические образования, а также благотворительные, религиозные, просветительские и им подобные институты. Коммерческие общества делятся на закрытые и открытые. В открытых обществах акции продаются свободно для привлечения дополнительного капитала. Все крупные корпорации являются открытыми. [26]

По нашему мнению, общества занимают главенствующее положение во всех сферах производства в странах с развитой рыночной экономикой. К основополагающим функциям общества относят изучение конъюнктуры рынка и определение стратегии действий, внедрение достижений научно-технического прогресса путём реализации научно-технических программ, распределение централизованно выделяемых и изготовляемых межхозяйственными предприятиями корпорации ресурсов через сеть собственных коммерческих структур, а также совершенствование хозяйственного механизма.

Публикации по экономике >>>

Деятельность предприятия
Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имуще ...

Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.