Использование маржинальной концепции для принятия решений по ценообразованию

Цель анализа безубыточности (Cost-volume-profit analysis) или CVP-анализа - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение короткого периода, когда выход продукции предприятия ограничен уровнем имеющихся в настоящее время в ее распоряжении действующих производственных мощностей [24, с. 125].

Необходимо помнить, что:

переменные затраты и продажная цена (и следовательно маржинальный доход) за единицу, как предполагается, не зависят от уровня производства;

постоянные затраты, неменяющиеся при изменении уровня производства, меняются в расчете на единицу, так как при изменении уровня производства постоянные расходы распределяются на большее (или меньшее) число единиц продукции. Так как постоянные затраты на единицу продукции изменяются с уровнем производства, то прибыль на единицу должна также изменяться.

Поэтому CVP-анализ всегда основан на маржинальном доходе на единицу и никогда на прибыли на единицу потому, что прибыль на единицу изменяется каждый раз, как производится больше или меньше изделий.анализ может быть использован для расчета точки безубыточности [27, с. 142].

Точка безубыточности - это точка, где доход от продаж равен совокупным затратам, т.е. нет ни прибыли ни убытков.

Прибыль (убыток) - это разница между маржинальным доходом (контрибуцией) и постоянными расходами. Таким образом, точка безубыточности находится там, где маржинальный доход равен постоянным затратам [29, с.86]. Имеем следующие соотношения:

Маржинальный доход (МД) = Цена (Ц) - Перемен. затраты (ПерЗ)

СовокупныйМД (СМД) = Объем Ч МД = Объем Ч (Ц - ПерЗ) (1.6)

СМД = Постоянные затраты (ПостЗ) + Прибыль (П)

Соотношение маржинального дохода и объема реализации представляет собой формулу:

Отношение маржинального дохода к реализации (CSR) =

Маржинальный доход/Объем реализации (1.7)

Разница между плановым объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности называется маржой безопасности .

Преимущество графика маржинального дохода как способа представления данных в том, что маржинальный доход на графике выделен и равен расстоянию между линией дохода и линией переменных издержек (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Маржа безопасности

Рис. 1.8. График маржинального дохода

Маржа безопасности показывает насколько может сократиться объем реализации, прежде чем компания понесет убытки. С другой стороны, маржу безопасности можно выразить в процентах, исходя из следующего соотношения:

Маржа безопасности (%) = (Объем ожидаемой реализации - Объем

безубыточной реализации) / Объем ожидаемой реализации (1.8)

Значимость маржинального анализа состоит в оценке и обосновании эффективности управленческих решений на основе детального изучения взаимосвязи между тремя основными показателями финансово-хозяйственной деятельности организации - объемом продаж, издержками обращения и прибылью [30, с. 65]. Маржинальный анализ позволяет:

определить точку безубыточности экономического субъекта при существующих внутренних и внешних условиях, а также при секвестировании отдельных статей расходов с позиции оптимального количества и цены продаж;

оптимизировать издержки обращения и выявить отклонения от действующих норм и стандартов;

упорядочить учетную и отчетную документацию;

обеспечить достоверность и «прозрачность» расходов по направлениям деятельности и бизнес-единицам;

контролировать затраты по направлениям деятельности и бизнес-единицам;

повысить оперативность принятия управленческих решений;

создать основу для внедрения в организации управленческого учета и бюджетирования;

определить пороговые значения индикаторов для оценки уровня социально-экономической самодостаточности хозяйствующего субъекта.

В практике маржинального анализа экономистами выделяются несколько показателей эффективности сбыта, основными из которых являются: торговая наценка, маржинальная рентабельность, рентабельность валовой и чистой прибыли. [33, с. 145]. Таковым является маржинальная рентабельность, рассчитывают которую как отношение величины маржинального дохода к сумме реализации за отчетный период.

Маржинальный доход определяется как разница между товарооборотом организации и ее переменными издержками обращения. К переменным издержкам обращения относятся те статьи расходов, которые изменяются пропорционально изменению объёма продаж. Если же убрать из товарооборота переменные издержки обращения, остаются постоянные затраты и чистая прибыль. Таким образом, маржинальный доход - вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли, который приносит основная деятельность хозяйствующего субъекта [36, с. 100].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ОАО Минерально-химическая компания ЕвроХим
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добив ...

Малое предпринимательство
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпри ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.