Использование маржинальной концепции для принятия решений по
ценообразованию
Цель анализа безубыточности (Cost-volume-profit analysis) или CVP-анализа - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение короткого периода, когда выход продукции предприятия ограничен уровнем имеющихся в настоящее время в ее распоряжении действующих производственных мощностей [24, с. 125].
Необходимо помнить, что:
переменные затраты и продажная цена (и следовательно маржинальный доход) за единицу, как предполагается, не зависят от уровня производства;
постоянные затраты, неменяющиеся при изменении уровня производства, меняются в расчете на единицу, так как при изменении уровня производства постоянные расходы распределяются на большее (или меньшее) число единиц продукции. Так как постоянные затраты на единицу продукции изменяются с уровнем производства, то прибыль на единицу должна также изменяться.
Поэтому CVP-анализ всегда основан на маржинальном доходе на единицу и никогда на прибыли на единицу потому, что прибыль на единицу изменяется каждый раз, как производится больше или меньше изделий.анализ может быть использован для расчета точки безубыточности [27, с. 142].
Точка безубыточности - это точка, где доход от продаж равен совокупным затратам, т.е. нет ни прибыли ни убытков.
Прибыль (убыток) - это разница между маржинальным доходом (контрибуцией) и постоянными расходами. Таким образом, точка безубыточности находится там, где маржинальный доход равен постоянным затратам [29, с.86]. Имеем следующие соотношения:
Маржинальный доход (МД) = Цена (Ц) - Перемен. затраты (ПерЗ)
СовокупныйМД (СМД) = Объем Ч МД = Объем Ч (Ц - ПерЗ) (1.6)
СМД = Постоянные затраты (ПостЗ) + Прибыль (П)
Соотношение маржинального дохода и объема реализации представляет собой формулу:
Отношение маржинального дохода к реализации (CSR) =
Маржинальный доход/Объем реализации (1.7)
Разница между плановым объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности называется маржой безопасности .
Преимущество графика маржинального дохода как способа представления данных в том, что маржинальный доход на графике выделен и равен расстоянию между линией дохода и линией переменных издержек (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Маржа безопасности
Рис. 1.8. График маржинального дохода
Маржа безопасности показывает насколько может сократиться объем реализации, прежде чем компания понесет убытки. С другой стороны, маржу безопасности можно выразить в процентах, исходя из следующего соотношения:
Маржа безопасности (%) = (Объем ожидаемой реализации - Объем
безубыточной реализации) / Объем ожидаемой реализации (1.8)
Значимость маржинального анализа состоит в оценке и обосновании эффективности управленческих решений на основе детального изучения взаимосвязи между тремя основными показателями финансово-хозяйственной деятельности организации - объемом продаж, издержками обращения и прибылью [30, с. 65]. Маржинальный анализ позволяет:
определить точку безубыточности экономического субъекта при существующих внутренних и внешних условиях, а также при секвестировании отдельных статей расходов с позиции оптимального количества и цены продаж;
оптимизировать издержки обращения и выявить отклонения от действующих норм и стандартов;
упорядочить учетную и отчетную документацию;
обеспечить достоверность и «прозрачность» расходов по направлениям деятельности и бизнес-единицам;
контролировать затраты по направлениям деятельности и бизнес-единицам;
повысить оперативность принятия управленческих решений;
создать основу для внедрения в организации управленческого учета и бюджетирования;
определить пороговые значения индикаторов для оценки уровня социально-экономической самодостаточности хозяйствующего субъекта.
В практике маржинального анализа экономистами выделяются несколько показателей эффективности сбыта, основными из которых являются: торговая наценка, маржинальная рентабельность, рентабельность валовой и чистой прибыли. [33, с. 145]. Таковым является маржинальная рентабельность, рассчитывают которую как отношение величины маржинального дохода к сумме реализации за отчетный период.
Маржинальный доход определяется как разница между товарооборотом организации и ее переменными издержками обращения. К переменным издержкам обращения относятся те статьи расходов, которые изменяются пропорционально изменению объёма продаж. Если же убрать из товарооборота переменные издержки обращения, остаются постоянные затраты и чистая прибыль. Таким образом, маржинальный доход - вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли, который приносит основная деятельность хозяйствующего субъекта [36, с. 100].
Публикации по экономике >>>
Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая
конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно
изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть
построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии
и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей,
характеризующих продукцию и технологию, а т ...
Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения.
Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует
формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования,
произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее
реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на
экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...