Общая характеристика рынка машиностроительной продукции Российской Федерации

Машиностроение, по определению РАН, представляет собой целый комплекс, состоящий из ряда отраслей (энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтехимическое, транспортное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; автомобильная, электротехническая, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая, электронная, приборостроение и др.), что является основой развития технологического ядра промышленности страны.

За последние три года разработана также общая стратегия развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г., в которую вошли две концепции (автомобильной и станкоинструментальной промышленностей) и восемь стратегий (строительно-дорожного и коммунального, нефтегазового, тракторного и сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения, приборостроения, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, электротехнической промышленности) развития. В них задействованы пять государственных научных центров (ВЭИ имени В.И. Ленина, НИИ Теплоприбор", НАМИ, ЦНИИТмаш, АХК "ВНИИметмаш"), 381 научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация, тысячи предприятий. Причем все отрасли с учетом их роли и места в условиях рыночной экономики разделены на пять групп. В первую входят наукоемкие отрасли (электротехника, приборостроение, станкостроение и др.), которые развиваются в интересах других отраслей, в том числе и самого машиностроения; во вторую - отрасли инвестиционные (энергетическое, транспортное, строительно-дорожное машиностроение, производство оборудования для ТЭК), развитие которых определяется инвестиционной активностью их комплексов; в третью - машиностроение для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, которое развивается в зависимости от платежеспособности их предприятий (частично) спроса населения; в четвертую - автомобилестроение, а также предприятия, выпускающие товары народного потребления, т.е. то, что ориентировано в основном на спрос населения; в пятую - машиностроение для оборонно-промышленного комплекса.

За последние годы выявлены и наиболее перспективные для России отрасли. Это - автомобилестроение; энергомашиностроение, прежде всего производство оборудования для ТЭК; транспортное машиностроение; сельскохозяйственное машиностроение; станкостроение.

Новый импульс, в том числе и в форме финансовой поддержки со стороны государства, получит Российско-белорусская программа "Развитие дизельного автомобилестроения", рассчитанная на период до 2015 г.

Государственные органы исполнительной власти совместно с предприятиями-производителями автомобильной техники продолжают работу по совершенствованию таможенной политики в отношении автомобильных компонентов, используемых для сборки АТС в России, а также защите внутреннего рынка от подержанных АТС зарубежного производства.

Для ликвидации дефицита дизелей легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, а также микроавтобусов по заданию Правительства разработан проект создания семейства отечественных дизелей рабочим объемом 2,2-3,4 л. На НИОКР по данной тематике предусмотрено 0,5 млрд. руб. бюджетных средств. Эти и другие меры, предпринятые Правительством Российской Федерации, свидетельствуют о перспективности российского автомобильного рынка. Они позволили привлечь в отрасль крупнейших мировых производителей - "Форд", "Дженерал Моторс", "Рено", "Вольво", БМВ, КИА и т.д.

Есть все основания надеяться, что реализация перечисленных выше проектов позволит увеличить объем товарной продукции автомобилестроения до 300 млрд. руб.

Аналогичная картина наблюдается и в энергомашиностроении. Так, в 2001 г. была разработана и одобрена Правительством "Стратегия энергетического машиностроения России. (Основные направления)", т.е. отрасли, которая давно стала полноправным участником глобального рынка: 70 % выпускаемой продукции этого профиля идет на экспорт, и только за последние два года наши энергомашиностроители выиграли конкурсы по крупным проектам во Вьетнаме, Индии, Китае, Сербии на общую сумму 800 млн. амер. долл. В результате в ближайшие два-три года ежегодный рост объемов выпуска на предприятиях энергетического машиностроения составит 7-8 %.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по экономике >>>

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выпол ...

Заполнение формы персонифицированного учета ПУ-3
Не позднее 31 марта 2012 г. организации обязаны представить в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) сведения о каждом застрахованном лице за 2011 год по форме ПУ-3 "Индивидуальные сведения" (далее - форма ПУ-3). Обратим внимание на основные моменты, которые нужно учитывать при заполнении и представлении форм ПУ-3. ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.