Общая характеристика рынка машиностроительной продукции
Российской Федерации
Однако потенциал данной конкурентоспособной на мировом уровне отрасли гораздо выше. Для его раскрытия предлагается ряд мер, главные из которых - развитие внутреннего рынка путем расширения тендерных закупок оборудования для субъектов "естественных" монополий, введение в состав тендерной комиссии представителей государства, создание совместных с соответствующими субъектами монополий программ развития, а также реализация принципов инновационного подхода. Причем последнее особенно важно, поскольку энергоемкость нашего ВВП пока еще в 2-3 раза выше, чем развитых стран. Поэтому предприятия машиностроения должны активно участвовать в реализации "мегапроектов". Например, такого, как разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 МВт: его выполнение позволит повысить КПД тепловых электростанций с 25-30 до 50-55 %. Или проекты создания на базе запускаемых в производство турбин ГТУ-110 установок ПГУ-325 для Мосэнерго, Ивэнерго и др. (всего 103 комплекта). Срок их реализации - до 2015 г., суммарная стоимость - до 10 млрд. амер. долл.
После кризиса 1998 г. наметились положительные тенденции развития базовых отраслей российской экономики, являющихся основными потребителями продукции машиностроения.
· Стремительный рост прибылей и производства в сырьевом секторе (нефтяной и газовой отраслях, черной и цветной металлургии, в лесопромышленном комплексе) привел к увеличению спроса на прокатное, сталеплавильное, агломерационное, горнодобывающее оборудование, буровые установки, станки, деревообрабатывающие линии отечественного производства.
· Усиление экспортной ориентации сырьевых отраслей способствовало процессу замены и модернизации устаревшего и изношенного оборудования, что также увеличило спрос на продукцию российского машиностроения.
· Рост тарифов на железнодорожные грузоперевозки повысил рентабельность данной отрасли и тем самым позволил железнодорожникам ускорить обновление парка.
· Повышению инвестиционной активности способствовало сокращение объемов бартерных операций и оплаты продукции малоликвидными средствами, что обусловило превращение номинальных прибылей машиностроительных предприятий в реальные.
· Стабилизация бюджета страны и проведение военных действий в Чечне обеспечили рост оборонного заказа, а активная внешняя политика России привела к увеличению экспорта вооружения. Следовательно, существенно загрузились мощности предприятий военно-промышленного комплекса.
· Бюджетный спрос стимулировал также увеличение объемов производства строительно-дорожного машиностроения.
· Девальвация 1998 г. надежно защитила внутренний рынок от импорта и обеспечила конкурентные преимущества отечественных производителей на внешних рынках.
· Повышение ценовой конкурентоспособности, развитие процессов импортозамещения, повышение инвестиционной активности на основе улучшения финансового состояния предприятий позволили не только компенсировать спад производства до 1998 г., но и превысить докризисный уровень выпуска продукции российского машиностроения. Существенно вырос спрос на технологические виды машин и оборудования отечественного производства, и произошло снижение их импорта.
· На развитие российского машиностроительного комплекса повлияло также укрепление внутреннего платежеспособного потребительского спроса. В частности, увеличился спрос на оборудование для малого торгового бизнеса, общественного питания, сервисных отраслей. Увеличилось потребление малой грузовой автотехники и сельхозмашин, инструмента, автоэлектрооборудования, электронной техники, радиоаппаратуры, потребительских товаров длительного пользования. Вырос спрос и на отечественные легковые автомобили.
· После 10-летнего "мертвого периода" на большинстве машиностроительных и металлообрабатывающих предприятиях начался приток численности работающих.
В целом прогнозы судьбы российского машиностроения и металлообработки неоднозначны: с одной стороны, последнее десятилетие отрасль прожила без особых потрясений и катаклизмов; с другой стороны, негативные тенденции сокращения объемов производства отражают реакцию отечественного машиностроительного комплекса на замедление роста спроса на его продукцию.
Публикации по экономике >>>
Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды
фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии
и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими
действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников,
формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности
(что и влечет ...
Изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ОАО Минерально-химическая компания ЕвроХим
В
условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к
основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается
нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии
сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы
экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники,
технологии.
На предприятии добив ...