Общая характеристика рынка машиностроительной продукции Российской Федерации

Неблагоприятная ситуация сложилась также и в российской авиационной промышленности.

В настоящее время в отрасли могут достаточно успешно функционировать лишь предприятия - поставщики военной техники на экспорт. Предприятия, не имеющие экспортных контрактов, в сегодняшних условиях вряд ли способны к выживанию и сохранению объемов производства. Для производителей гражданской авиационной техники также неизбежно сокращение объемов производственных мощностей.

Условиями для поддержания уровня производства российской авиационной промышленности являются: развертывание на внутреннем рынке лизинговых схем продажи гражданских самолетов, а также протекционистская политика государства по отношению к западным авиалайнерам. При этом выживание российских производителей возможно лишь в случае интеграции разработчиков и производителей в крупные корпорации.

По прогнозам экспертов, уже в 2015 г. из функционирующих сегодня предприятий авиационной промышленности сохранится не более половины компаний.

На решение проблем ЖКХ, где имеется 200 тыс. котельных, которые потребляют до 90 млн. т условного топлива в год, нацелен специальный мегапроект "Разработка и практическая отработка технических, технологических и организационно-финансовых решений для реформирования теплоснабжения регионов России". Здесь, очевидно, без участия предприятий машиностроения не обойтись. Именно они дадут возможность сэкономить предусмотренные проектом до 10 % топлива и дополнительно выработать до 40 млн. кВт электроэнергии. С точки же зрения машиностроителей, переоборудование котельных - это рынок в 150 - 300 млрд руб.

Таким образом, только по грузовым вагонам (с учетом 5 % списания парка) этот рынок можно оценить в 0,9-1,1 млрд. амер. долл. в год. И надо сказать, что развивается он очень динамично: в 2010 г. по отношению к 2009 г. рост составил 64 %, а в 2011 г., по сравнению с 2010 г., - на 110 %, т.е. в 2,1 раза, далее в среднем в год прирост составлял 60 %.

Но динамика может быть еще ощутимее, если будет создана лизинговая компания с участием ОАО "РЖД", которая обеспечит активную закупку подвижного состава. В итоге, по расчетам, в 2008 г. рост выпуска может быть следующим: дизели и дизель-генераторы (без автотракторных) - на 17,3 %, тепловозы - на 60,8, вагоны грузовые - на 86,3, вагоны пассажирские - на 26,8 (в том числе вагоны электропоездов - на 91,9 %), вагоны метрополитена - на 52 %.

Суммарный объем инвестиций, запланированный и объявленный субъектами "естественных" монополий. составляет несколько сотен млрд. руб. Значительная часть этих средств должна быть направлена на обновление оборудования и техники через заказы отечественным машиностроителям. И не потому, что руководителям таких монополий нужно руководствоваться чувством патриотизма, а потому, что отечественное оборудование дешевле зарубежного и во все большей его части не уступает зарубежному по возможностям и качеству.

Рынок оборудования для газо - и нефтедобывающих отраслей неоправданно сужен. Скажем, доля России на мировом рынке нефти сейчас более 10 %, газа - около 23, а производство нефтегазового оборудования составляет всего лишь 3 % мирового. Значит, дело в качестве поставляемого нашими предприятиями оборудования, его неполном соответствии мировым стандартам. Однако анализ работы подотрасли, к сожалению, не даст оснований прогнозировать высокие темпы ее роста.

В частности, данная отрасль пока не в полной мере выполняет важнейшую задачу "Стратегии" по разработке и реализации комплекса мер по стабилизации и росту производства отечественной техники, обеспечивающего закрепление за предприятиями России 80 - 85 % потенциальной емкости внутреннего рынка. Но этого - слишком мало. Только для сохранения численного состава парка сельскохозяйственной техники при ее 10 % - ом ежегодном списании требуется поставлять не менее 50 тыс. тракторов и 20 тыс. комбайнов, То есть на 3-3,5 млрд. амер. долл. Поэтому общая стратегия развития машиностроительного комплекса не могла, естественно, обойти данную проблему, и был принят ряд мер, направленных на стимулирование платежеспособного спроса именно на отечественную сельскохозяйственную технику. В их числе такие, как создание фирмы "Росагролизинг" (работает с 2002 г., и теперь до 1/3 продукции сельхозмашиностроения продается именно через нее); всемерное содействие в реализации "Комплекса мер по восстановлению и развитию инженерно-технической базы сельского хозяйства" (с этой целью группой ученых и практиков разработана "Стратегия машинно-технологического обеспечения производства сельскохозяйственной продукции России на период до 2010 года"); защита внутреннего рынка от импорта подержанной сельхозтехники (анализ показывает, например, что даже при незначительных объемах ввоза подержанных комбайнов отток с рынка финансовых средств оказывается соизмеримым с объемом отечественных закупок); помощь в организации концерна "Тракторные заводы" и "Агромашхолдинга" - систем, способных, как это делается за рубежом, обеспечить сельское хозяйство всем необходимым оборудованием и полным комплексом услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по экономике >>>

Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясн ...

Методы формирования договорных цен на продукцию строительства
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» от 11 августа 2011г. № 361 [1]. Указ направлен на совершенствование ценообразования в строительстве, внедрения в практику строительства неизменных ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.