Модели социальной политики на примере стран с трансформационной экономикой

Современные страны с переходной экономикой сталкиваются с вызовами постиндустриальной эпохи, для преодоления которых требуется соответствующее преобразование структуры народного хозяйства, создание новых институтов и трансформация уже сложившихся для адаптации к условиям новой экономической реальности. [7,с.258]

В переходной экономике государство наряду с общими («традиционными») выполняет особые функции. Прежде всего, рыночная трансформация предполагает либерализацию экономики, т.е. предоставление экономическим субъектам большей свободы и избавление их от излишней государственной опеки. Таким образом, государство существенно сокращает сферу своего влияния на экономические процессы. В то же время в период экономических реформ необходим единый центр, определяющий стратегические цели и способный своей властью создать условия для обеспечения их достижения. Таким центром может выступить только государство. Поэтому важной функцией государства в переходной экономике является реализация целостной концепции реформ, в том числе и поддержка институциональных преобразований. Прежде всего, речь идет о создании правовой базы функционирования рыночной экономики, а также об обеспечении справедливых и равных условий хозяйствования для всех экономических субъектов. [19]

К странам с переходной экономикой относится 28 государств центральной и восточной Европы, Закавказья и Средней Азии совершающие с конца 80-х, начала 90-х годов переход от командно-административной к смешанной экономике. [15]

Рассмотрим социальную политику некоторых стран с переходной экономикой, например: Российской Федерации и Украины.

Современные тенденции, определяющие профиль социальной политики и в России, обусловлены динамично меняющимися потребностями экономического развития. Функции социальной защиты населения остаются ее базовым элементом. [21]

Опережающие темпы роста расходов ведущих государств на цели образования (в сравнении с ростом ВВП) свидетельствуют об осознании правительственными кругами ключевой роли образования в постиндустриальном обществе и повышении национальной конкурентоспособности. По данным Доклада о человеческом развитии 2006 г., в 2002-2004 гг. государственные расходы на образование относительно ВВП составляли в среднем: в России - 3,7%, что в 1,5-2 раза меньше, чем в Норвегии (7,7%), Швеции (7,0%), США (5,9%), Финляндии (6,5%). Тревожной тенденцией остается и существенное отставание динамики заработной платы в сфере образования, размеры которой в 2005 г. составляли всего 63% средней по России заработной платы, в то время как в развитых странах этот показатель превышает 100%, а в Мексике, к примеру, достигает 142%. [21]

Похожая ситуация наблюдается и в здравоохранении, где совокупные расходы (государственные и частные) России относительно ВВП - 5,6% - уступают аналогичным показателям, например, Бразилии (7,6%), Болгарии (7,5%), а ведущих развитых стран - в 2 раза и более.

Доля зарплаты наемных работников в ВВП России - лишь 27%, тогда как в США - 64%, Швеции - 61%, Германии и Великобритании - 55%. Это свидетельствует не только о недооценке труда, девальвации трудовых источников дохода, но также о крайне низких возможностях для развития социального страхования, в том числе пенсионного, медицинского. По сути, оплата труда превратилась в России в фактор трудовой демотивации и тормоз экономического роста. [21]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по экономике >>>

Маржинальный анализ и его роль в принятии управленческих решений
маржинальный доход переменный затрата Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный (предельный) анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей «издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Д ...

Мониторинг развития человеческого потенциала как инструмент поддержания экономического равновесия Санкт-Петербурга
Аналогично физическому капиталу человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться, но и материально и морально изнашиваться. Моральный износ человеческого капитала, так же как и физического, как правило, наступает раньше материального. Таким образом, навыки, умения, знания в соответствии с теорией человеческого капитала становятся капиталом на том основании, что: ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.