Методы и инструменты государственного регулирования

В принципе государственное регулирование экономики должно быть направлено на повышение благосостояния членов общества за счет рационального эффективного использования ограниченных экономических ресурсов. Эта конечная цель производства реализуется через множественность целей, определяющих направленность государственного регулирования экономики. Следует отметить деагрегирование (разукрупнение) конечной цели, разделение ее на более простые, локальные цели Макроэкономического регулирования. Эти цели, с одной стороны, самостоятельны, и каждая требует определенной формы экономической Деятельности государства, с другой стороны, они взаимосвязаны, взаимозависимы и составляют определенное «дерево целей».

Экономическая деятельность государства осуществляется в рамках определенной экономической системы, поэтому государственное регулирование экономики направлено на обеспечение жизнеустойчивости системы, ее воспроизводство и укрепление. Вместе с тем государственное Регулирование экономики подчинено к определенным производственным целям. Можно выделить:

0 стабильный рост объема национального производства, а для этого - обеспечение нужных темпов экономического роста;

1 обеспечение полной занятости, если это возможно, или высокого уровня занятости экономически активного населения;

2 обеспечение стабильности цен, сдерживание инфляции на низком уровне;

3 достижение и поддержание равновесия платежного баланса страны.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет и характер экономических функций государства. В западной экономической литературе нет единой классификации этих функция. Традиционно выделяют три основные функции:

4 стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;

5 распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;

6 аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

7 управление государственным сектором;

8 формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;

9 внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных стабилизационная. Государство проводит антициклическую политику, чтобы стабилизировать экономику и обеспечить экономический рост.

Для обеспечения устойчивых темпов экономического роста государство может воздействовать как на факторы предложения (увеличивая капитальные вложения в государственный сектор, стимулируя частные инвестиции, финансируя научно-технические исследования и их внедрение и др.), так и на факторы спроса (стимулируя потребление за счет перераспределения доходов, государственных закупок продукции и др.), а также на факторы распределения экономических ресурсов, обеспечивая их полное вовлечение в производство и эффективную утилизацию. Рост реального национального дохода США за последние 50 лет обеспечивался за счет увеличения трудозатрат на 32%, за счет роста производительности труда - на 68%, в том числе технический прогресс обеспечил 28% роста, увеличение затрат капитала - 19, образование и профподготовка - 14, экономия, обусловленная масштабами производства, - 9, улучшение распределения ресурсов - 8%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Жилищно-коммунальное хозяйство Украины проблемы и перспективы
Тема контрольной работы «Жилищно-коммунальное хозяйство Украины: проблемы и перспективы» по дисциплине «Управление экономикой». Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Украины, несмотря на достаточно длительное и широкое обсуждение ситуации на всех уровнях, является одной из наиболее неэффективных сфер национальной экономики, которую почти не затронули процессы реформирования - и это в условиях, когда в ...

Инновационная деятельность предприятий
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политик ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.