Методы и инструменты государственного регулирования

Методы - это способы воздействия государства на экономику для достижения поставленных целей. Их можно разделить на прямые и косвенные. Прямые воздействуют на экономику, отдельные отрасли, корпорации непосредственно: государственные инвестиции, субсидии, дотации, прогнозирование, планирование, программирование. Косвенные воздействуют на экономику через финансово-кредитную систему, ценообразование: изменение учетной ставки процента, варьирование уровнями налогов, эмиссия денег, нормализация расходов и доходов госбюджета, преодоление денежного дефицита, регулирование денежной массы.

В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль над биржами, аудиторскую деятельность. Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирование, право наследования; к ним относится и антимонопольное законодательство.

Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций. Аудиторская деятельность позволяет государству осуществлять контроль за выполнением законодательных актов и их нарушениями. Аудитор - физическое или юридическое лицо, занимающееся юридическим и финансовым контролем за деятельностью хозяйствующих субъектов. Статус аудитора должен быть очень высоким: обязательное экономическое образование, неподкупная честность, порядочность. Государство использует в качестве аудиторов как государственных чиновников, так и людей свободных профессий, которым оно продает лицензии на аудиторскую деятельность.

Методы государственного регулирования по характеру их воздействия на экономику можно разделить на прямые и косвенные. Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, корпорации, создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы: изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег, нормализация расходов государственного бюджета, преодоление бюджетного дефицита. Все эти методы способны регулировать денежную массу в обращении, а от нее во многом зависит стабильность экономики.

К прямым методам можно отнести государственные субсидии корпорациям, государственные инвестиции, дотации и др. Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования. Если косвенные методы предприниматели рассматривают как неизбежные, то к прямым они относятся настороженно.

Государственные финансы и бюджет являются важнейшим рычагом косвенного воздействия государства на функционирование как государственного, так и рыночного сектора экономики. С помощью налогов в бюджете ведущих государств концентрируется от 1/4 до 1/3 национального дохода. Из этих средств государство осуществляет территориальное, межотраслевое и внутриотраслевое распределение и перераспределение национального дохода. Система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами, представляет собой фискальную политику. Под государственными расходами понимаются затраты государства на развитие государственного сектора, строительство за счет бюджетных средств дорог, медицинских учреждений, объектов культуры, оплату военных заказов, закупку сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Производственная программа производства алюминия-сырца
Планирование является важнейшей частью деятельности предприятия. На основе системы планов осуществляется организация работ, контроль за выполнением плановых показателей. Планирование составляет часть менеджмента. Оно позволяет предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для этой деятельности. Соблюдение принципов планирования позволяет избежать ошибок планирования. К принцип ...

Комплексный экономический анализ деятельности промышленного предприятия ОАО Одесский завод поршневых колец
Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов, управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия. В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.