Основные виды и методы прогнозирования
.2. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование предполагает:
во-первых, определение общих целей и стратегических ориентиров предприятия на будущий период;
во-вторых, оценку развития предприятия, исходя из этих целей.
Нормативное прогнозирование применяется чаще всего тогда, когда предприятие не располагает необходимыми историческими данными. В силу этого оно опирается на качественные методы исследования и, как и экстраполятивное, является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды предприятия.
.3. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, - использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию.
Прогнозы такого рода часто имеют формы “утопий” или “антиутопий” - литературных описаний вымышленного будущего. Данный вид прогнозирования может использоваться для непосредственного предсказания будущих результатов деятельности предприятия.
. В зависимости от
степени вероятности будущих событий прогнозы делятся на вариантные и инвариантные.
Инвариантный прогноз предполагает только один вариант развития будущих событий. Он возможен в условиях высокой степени определенности будущей среды. Как правило, такой прогноз базируется на экстраполятивном подходе (простом продолжении сложившейся тенденции и в будущем).
Вариантный прогноз основывается на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития.
Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние будущей среды и, исходя из этого, определяет основные параметры данного поведения. Такого рода вариант будущего состояния предприятия называют сценарием.
. По способу представления результатов прогнозы делятся на точечные и интервальные.
Точечный прогноз исходит из того, что данный вариант развития включает единственное значение прогнозируемого показателя.
Интервальный прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предполагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя.
Методы прогнозирования.
Для понимания сущности данного вопроса необходимо предварительно дать определения некоторых понятий, в частности, таких, как: метод, методика, методология [25, с 64].
В широком смысле слова - метод (гр. methodos) - это: 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием или система приемов в какой-либо деятельности.
Применительно к экономической науке и практике - метод - это:
) система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления;
) путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике;
) прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса.
Методика - это:
) совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо;
) учение о методах преподавания той или иной науки.
Применительно к прогнозированию в качестве примеров (первый подход) можно привести следующие: методика прогнозирования спроса, продаж, методика прогнозирования финансового состояния предприятия и др.
Методология
- это:
) учение о методе;
2) основные принципы или совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке.
Единого, универсального, метода прогнозирования не существует. В связи с огромным разнообразием прогнозируемых ситуаций имеется и большое разнообразие методов прогнозирования (свыше 150).
Совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами - в зависимости от степени их однородности:
простые методы;
комплексные методы.
Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).
Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система “Паттерн” и др.).
Кроме того все методы прогнозирования поделены еще на три класса:
Публикации по экономике >>>
Микроэкономика как составная часть теоретической экономики
Термин
«экономика» происходит от двух греческих слов: «ойкос» - дом или хозяйство, и
«номос» - учение или закон. То есть получается, что экономика - это искусство,
навыки или умение правильно вести домашнее хозяйство.
Экономика
выступает как материальная основа для существования общества. Дело в том, что
экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для
дальнейшего развития других сфе ...
Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая
конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно
изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть
построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии
и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей,
характеризующих продукцию и технологию, а т ...