Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос

Спрос - это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода времени цен.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к увеличению величины спроса и, наоборот, повышение цены (при прочих равных условиях) ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса (обратная зависимость).

Изображённая кривая характеризует состояние цен и объёма покупок товаров в определённый период времени. Она имеет отрицательный наклон, что говорит о желании потребителей купить большее количество товаров при меньшей цене. Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы:

· увеличение (сокращение) доходов потребителя;

· изменение вкусов и предпочтений;

· ценовые и дефицитные ожидания;

· колебания расходов на рекламу;

· изменение цен товаров - субститутов и комплементарных товаров;

· рост (уменьшение) количества покупателей и др.

Все эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, что можно показать на графике (рис. 1.2).

Например, увеличение денежных доходов потребителей означает повышение спроса, т.е. сдвиг кривой D в положение D2. Если два товара взаимозаменяемые (товары - субституты), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. А если два товара взаимодополняемые (комплементарные), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, увеличение цен на фото - аппараты повлечёт за собой уменьшение спроса на фотоплёнку.

Таким образом, движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (рис.1.1). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: он происходит под влиянием факторов, определяющих кривую спроса (рис.1.2.).

Публикации по экономике >>>

Жилищно-коммунальное хозяйство Украины проблемы и перспективы
Тема контрольной работы «Жилищно-коммунальное хозяйство Украины: проблемы и перспективы» по дисциплине «Управление экономикой». Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Украины, несмотря на достаточно длительное и широкое обсуждение ситуации на всех уровнях, является одной из наиболее неэффективных сфер национальной экономики, которую почти не затронули процессы реформирования - и это в условиях, когда в ...

Концепция устойчивого развития экономики Украины
Тема контрольной работы «Концепция устойчивого развития экономики Украины» по дисциплине «Основы экономики». Цель работы - рассмотреть проблемные вопросы устойчивого развития в контексте саммита "Ріо+20", определить системные положения относительно превращения национального хозяйства Украины в стойкую общественную целостность, способную эффективно самовоспроизводиться и обосновать необходимость фо ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.