Критерии конкурентоспособности

Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции, и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, - важный аспект деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

При проведении факторного анализа полезно использовать схему (рис. 3) Исикавы, которая позволяет выявить и сгруппировать факторы, влияющие на изучаемую проблему. На схеме она условно представлена в виде прямой горизонтальной стрелки, а факторы, воздействующие на нее, - наклонными стрелками, которые, непосредственно, отражают причины первопорядка и опосредственно - причины второго и последующих порядков, влияющие на проблему.

Так, на рис. 3 представлены макроэкономические факторы (первого порядка) конкурентоспособности товаров, а в табл. 2 указаны взаимосвязи между факторами и критериями конкурентоспособности.

Рис. 3. Макроэкономические факторы конкурентоспособности товаров (схема Исикавы)

Рекомендуется следующий порядок составления схемы Исикавы и ее анализа: выбор проблемы - "узкого места"; выявление наиболее существенных факторов (в результате "мозгового штурма" или обобщенного мнения специалистов); детализация существенных факторов - выявление причин разного порядка; установление причин (факторов), которые в данный момент поддаются корректировке; выявление организаций, подразделений предприятия, конкретных лиц, ответственных за доведение корректируемых факторов до установленного уровня.

Таблица 2

Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности

Фактор (причина)

Критерий (следствие)

Производственный: имидж предприятия сертифицированная система качества применение защитных мер по предупреждению фальсификации

1.

Имидж товара

2.

Уровень качества 2.1. Стабильность уровня

3.

Подлинность товара

Сбытовой: количество посредников

4.

Цена потребления товара 4.1. Цена товара 4.2. Текущие затраты

Сервисный: продолжительность гарантийного срока

Рыночный: рыночная новизна

5. Потребительская новизна

П р и м е ч а н и е: Критерии 1, 2, 3, 4, 5 являются групповыми, 2.1, 4.1,

4.2 - единичными.

В практике фирмы "А. С. Нильсен" в качестве критериев конкурентоспособности предприятия рассматриваются товарные, сбытовые, рыночные и производственные критерии. При оценке конкурентоспособности продукции с позиции потребителя производственные, сбытовые, рыночные возможности предприятия должны рассматриваться как факторы конкурентоспособности.

Формирование конкурентоспособности - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товара на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Для обеспечения необходимого уровня цены товара воздействуют также на производственные, сбытовые (выбор транспортного средства, числа посреднических организаций) и сервисные (условия реализации и технического обслуживания) факторы. Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров- конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т. е. влиять на факторы с целью улучшения значений критериев.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Новая экономика
В последних десятилетиях XX века мы стали свидетелями появления новой стадии развития человечество - стадии построения постиндустриального общества. Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся ...

Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.