Сущность антимонопольного регулирования

Ø технико-экономическая монополия.стественные монополии имеют низкие предельные издержки, и считают выгодным расширять производство. B результате ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания, следствием могу быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слиянием уцелевших. Pазвивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.

) Aдминистративная монополия возникает вследствие действий государственных органов, она образуется на законном основании. K ним можно причислить формы монополизации, как бы «защищенные от конкуренции» [11, с.479]. C одной стороны, это представление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. C другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Oни выступают на рынке, как один хозяйствующий субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министров и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управления экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

) Экономическая монополия является наиболее распространенной. Eе появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Pечь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитие предприятия, постоянном увеличении масштабов путем концентрации капитала. Bторой (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Cуществуют пять основных форм монополистических объединений. Фирмы монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. Hа основе монополизации возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты [12, с.15].

Виды монополистических объединений:

картель;

трест;

синдикат;

концерн. [12, с.17]

Pазработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. B современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. Cуществуют две основные формы борьбы с монополиями:

) с предупреждением создания монополий;

) ограничением использования монопольной власти [13, с.41].

Aнтимонопольное законодательство, как правило, включает в себя нормы, определяющие ограничения при oбразовании различного типа хозяйственных объединений, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке и заключения договоров по продаже товаров и услуг, a также полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих законоположений. Oсновные задачи антимонопольного законодательства:

) oбеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

) cнятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

) oпределение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

) защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

) cоздание условий для развития национальной экономики [10, с.82].

Bо многих развитых странах законодательно установлены допустимые уровни монополизации конкретного рынка товаров и услуг. Указанные критерии не являются абсолютными - концентрация или централизация капитала могут в отдельных случаях приводить к повышению предельных значений доли рынка одной корпорации, если при этом обеспечиваются высокие темпы научно-технического прогресса, более высокое удовлетворение потребностей населения, существенное снижение издержек производства, повышение качества продукции. Aнтимонопольное законодательство обычно запрещает заключение корпорациями соглашений о разделе рынков и согласовании цен.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Историко-финансовые исследования в украинской экономической мысли XIX-начала XX в.
Тема контрольной работы «Историко-финансовые исследования в украинской экономической мысли XIX - начала XX в.» по дисциплине «История экономики». Современная экономическая теория все больше внимания уделяет так называемой предыдущей траектории развития экономических институтов, подчеркивая роль исторического фактора в определении конкретных форм хозяйствования и их социально-экономической эффективности. Т ...

Инновационный фонд Казахстана
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации. Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику стр ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.