Государственно-частное партнерство - новый тип отношений в российской
экономике
· Концессии - это передача коммерческой организации объекта государственной или муниципальной собственности для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления, обслуживания и т.д. на закрепленных в договоре условиях. Преимуществами использования данного инструмента являются возможность привлечения частных инвестиций, внедрение современных управленческих технологий, создание элементов конкуренции в монопольных сегментах.
В то же время, пока уровень готовности российской государственной системы к практическому внедрению этого прогрессивного инструмента не очень высок. До сих пор отсутствуют многие важные механизмы реализации закона «О концессионных соглашениях», который сам по себе носит лишь рамочный характер. Кроме того, в настоящее время в России отсутствует сбалансированный механизм разделения рисков, гарантирующий концессионеру возврат вложенных инвестиций и извлечения рыночной нормы прибыли.
На региональном уровне развитие концессий сдерживается не только отсутствием соответствующей нормативной базы, но и неготовностью собственника к передаче прав на свои объекты частному бизнесу. Отсутствуют понятные процедуры такой передачи, остро ощущается техническая неготовность элементов такой передачи (регистрация прав собственности, инвентарная оценка таких объектов, кадастровые планы земельных участков и т.д.). Вызывают серьезные сомнения честность проведения концессионных конкурсов и последующее выполнение оговоренных условий. [33].
Механизм ГЧП в России сегодня находится в стадии апробации. Поэтому его внедрение сталкивается с рядом проблем правового (отсутствие необходимой нормативной базы функционирования ГЧП), экономического (неразвитость рыночных отношений) и управленческого (слабое знакомство государственной бюрократии с принципами ГЧП и отсутствие у большинства чиновников профессиональной правовой подготовки для разработки соответствующих контрактов в данной области) характера.
Все сказанное об условиях для функционирования ГЧП в России не означает, что в РФ отсутствуют примеры позитивного сотрудничества власти и бизнеса. (например см. таблицу 4).
Табл. 4. Крупнейшие российские проекты ГЧП, которые реализуются
Название проекта |
Общая стоимость проекта, млрд. руб., в ценах на 01.01. 2010-2015 гг. |
Источники финансирования | ||
Инвестиционный фонд РФ, % |
региональный бюджет, % |
частные инвестиции, % | ||
Строительство автомобильной дороги Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге |
99,952 |
32 |
17 |
51 |
Строительство Орловского тоннеля под Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути |
31,673 |
33 |
32 |
35 |
Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной автомобильной дороги M1 (Беларусь) Москва - Минск |
17,257 |
58 |
0 |
42 |
Строительство скоростной дороги Москва-Санкт Петербург на участке 15-58-й км |
54,933 |
47 |
0 |
53 |
Комплексное развитие Нижнего Приангарья |
213,915 |
16 |
0 |
84 |
Строительство комплекса нефтеперерабатывающих нефтехимических заводов в Нижнекамске |
130,297 |
29 |
0 |
71 |
Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области |
167,774 |
13 |
0 |
87 |
Публикации по экономике >>>
Малое предпринимательство
Актуальность
данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого
предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике.
В
работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены
положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию
малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого
предпри ...
Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее
мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка,
является степень развития на нем конкурентных отношений.
Этимологически
слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение,
состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос
потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.
Конкуренция выпол ...