Процесс развития конкурентоориентированности студентов

Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике [11].

В учебный план всех специальностей включены практические занятия по той или иной дисциплине, где студенты имеют возможность применить полученные ранее знания на практике. В процессе формирования навыков и умений в академической группе выделяются так называемые отличники, а также отстающие студенты. Если рассматривать университет как некую область рынка труда, то можно сказать, что преуспевающие в учебе студенты являются наиболее конкурентоспособными. Однако немногие из них задумываются о своей карьере во время обучения. Студенты живут «от сессии до сессии» и не приучены думать дальше зачета, экзамена, диплома. После окончания вуза, к сожалению, не все выпускники идут работать по специальности и устраиваются на желаемую должность. Конкурентоспособность выпускников является одной из характеристик качества обучения в учебном заведении. Отсюда следует, что помимо уровня знаний, умений и навыков, в вузе необходимо также делать упор и на уровень сформированности «способности применять их на практике», то есть на уровень развития компетенций. Необходима ориентация студентов на развитие в себе качеств, которые позволят успешно реализовать себя в трудовой деятельности.

Конкурентоориентированность - особая направленность мышления студента на необходимость постоянной борьбы за собственное выживание в современном мире во всех его ситуациях и овладение технологией такой борьбы [12]. Конкурентоориентированность является предшествующим звеном развития конкурентоспособности.

Конкурентоспособность на рынке труда - следует понимать как соответствие работников требованиям рынка, как совокупность характеристик, определяющую позиции конкретного работника или отдельных групп работников на рынке труда, позволяющую им претендовать на занятие определенных вакансий [12].

Организация различных олимпиад, соревнований, выставок позволяет выдвинуть студентов на определенные номинации. Однако такие мероприятия в большинстве своем не оценивают знания, умения, навыки студентов в денежном эквиваленте. Путем решения данной проблемы может стать участие студентов на аукционах, публикация их работ в галереях, выставках с возможностью приобретения. Участие в таких мероприятиях наиболее актуально для студентов творческих специальностей, у которых на протяжении обучения накапливается большое количество работ. В связи с этим в 2011 году при институте искусств Российского государственного профессионально-педагогического университета был открыт художественный салон «Арт-эффект».

Создание художественного салона «Арт-эффект» привело к появлению возможности у студентов и аспирантов выставлять свои работы на продажу, позволяет определить уровень востребованности их умений, а также их конкурентоспособность уже в пределах университета, а не группы (как на практических занятиях).

При организации салона-галереи организаторы столкнулись с рядом проблем, таких как: ограниченность количества выставляемых работ, временные и территориальные ограничения, зависимость от наличия продавца и состояния работ.

Для решения этих проблем возникла необходимость в создании интернет-галереи, которая не только расширит возможности салона «Арт-эффект» РГППУ, но