Основа конкурентоспособности региональной транспортной инфраструктуры

Конкурентоспособность как экономическое свойство исследуется давно и активно в отношении различных объектов:

) предприятий,

) группы предприятий и предпринимательских структур,

) отраслей,

) регионов,

) стран.

Прежде всего, следует отметить, что для понимания механизмов конкурентоспособности лесозаготовительного комплекса значимы общие основы отраслевой конкурентоспособности. Иными словами, предваряя

Изменения внешних условий конкуренции в процессе эволюции часто приводят к тому, что неравенство условий конкуренции в отраслях углубляется, а возможности адаптации к новым условиям у ряда отраслей усложняются.

В результате ускорения эволюционного процесса во многих отраслях условия создания конкурентного преимущества быстро меняются, достигнутое преимущество теряется. Меняются условия конкуренции и структура рынка и в традиционных отраслях, не имеющих четко очерченного жизненного цикла товара, например в лесной промышленности. Происходят изменения в смежных отраслях и в отраслях-поставщиках.

Эти изменения создают новые условия конкуренции для отечественных производителей. В силу быстрого исчерпания конкурентного преимущества лидеров появляется возможность войти в новые рынки, прежде недоступные, а также расширять свою долю на рынках старых, традиционных отраслей.

Изменения происходят и в степени отраслевой концентрации. Характерным в этом отношении является лесопромышленный комплекс.

Структура этой отрасли отечественной экономики со стороны предложения изменилась за последнее десятилетие в сторону укрупнения предприятий и сокращения их общего количества. Крупнейшие производители обеспечивают значительно более высокую эффективность производства продукции, чем остальные. Основными факторами, позволившими лидерам достигнуть высокой эффективности, являются масштаб производства, специализация, эффект опыта, обеспечивающий лучшую продуктивность, высокое качество и, соответственно, низкие издержки производства, лучшие показатели результатов реализации.

Значительное влияние оказывают отраслевые условия конкуренции, которые претерпевают изменения. Ряд отраслей имеют структуры, способствующие получению монопольной власти. В них один или несколько производителей продукции, не подлежащей (трудно поддающейся) дифференциации, жесткие условия входа в рынок и выхода из него. Необходимость для начальных инвестиций большого объема капитала дает возможность предприятиям таких отраслей сосредотачивать в своих руках крупную долю рынка и путем сокращения или увеличения объема предложения управлять ценами.

Напротив, есть отрасли, где производитель не может получить возможность влияния на рыночные цены, поскольку обладает слишком малой долей на рынке своей продукции, цены складываются рыночные, а производитель оказывается ценополучателем, который не может воздействовать на цены и принимает их такими. К таким лесозаготовительный комплекс. В этой отрасли значительно число производителей (продавцов), очень ограниченные возможности дифференциации продукции, относительная легкость входа в рынок и выхода из него. Это способствует высокой динамичности в отношении сокращения количества производителей при ухудшающихся условиях производства и реализации, и напротив, увеличению производителей при улучшающихся условиях.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике Беларуси
Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства - предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников - заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) - налоговыми платежами. Большинство ис ...

Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.