Роль кластеризации в развитии региона
В основных направлениях деятельности правительства РФ на период 2012 года (№1663-Р от 17.11.2008) отмечено, что будущее нашей страны сегодня более чем когда-либо зависит от преобразований на уровне регионов. Государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Исходя из этого, определяются приоритетные направления региональной политики и в первую очередь повышение скоординированности социальной и экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Для этого необходимо совершенствовать систему территориального планирования, связывающую размещение федеральных, региональных и муниципальных объектов с имеющейся ресурсной базой.
Решение существующих проблем нашло свое отражение в «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», в которой сформулированы цели, задачи и принципы сельской политики, направления, механизмы и этапы ее реализации. Однако многие проблемы остались нерешенными, а некоторые из них заметно обострились.
Ухудшается экологическая ситуация, продолжается разрушение предприятий аграрной сферы в сельской местности, вызывающие отток трудоспособного населения и рост безработицы. Вырождение генофонда, углубление процесса депопуляции, которые охватили практически все территории сельских районов России, ведут к превышению смертности над рождаемостью, старению населения, снижению ресурсного, образовательного, научного потенциалов страны, что негативно влияет на уровень и качество жизни сельского населения.
В этой связи, для дальнейшего развития сельских территорий необходимы научно-теоретическое обоснование и разработка механизма их устойчивого развития, способствующего формированию и развитию местного самоуправления и инфраструктуры, повышению конкурентоспособности территорий и их инвестиционной привлекательности, росту занятости и благосостояния сельского населения.
Учитывая то, что сельские территории представляют собой обитаемую местность, располагающую земельными, водными, лесными и другими природными ресурсами, имеющую определенное жилищно-бытовое, производственное, инфраструктурное, рекреационное, информационное и социальное пространство, механизм их устойчивого развития должен основываться на достижении основных ориентиров в экономической, социальной, экологической, институциональной сферах развития сельских территорий при рациональном их взаимодействии с внешним окружением - посредством обеспечения их способности к саморазвитию, эффективности функционирования, гибкости, адаптивности и безопасности.
Необходимо отметить, что состав инструментов механизма устойчивого развития сельских территорий во многом определяется набором целей и направлений развития, на достижение которых направлено действие данного механизма.
Как показывает практика, действующий в настоящее время механизм развития сельских территорий с его нормативно-правовой базой регулирования и государственной поддержки сельских поселений представляет собой набор документов различного уровня, которые не в полной мере обеспечивают правовое решение проблем сельского развития. Прежде всего, это связано с имеющимися недостатками в законодательстве, которое не отвечает потребностям социально-экономического развития страны, и отсутствием системного подхода в принятии нормативных актов.
Исходя из вышеизложенного и учитывая специфику сельского развития, под механизмом устойчивого развития сельских территорий следует понимать интегрированную многоуровневую систему организационных структур, правовых норм, форм, методов управления, определяющих порядок, направленность и сбалансированность взаимодействия организационно-экономических, социально-экологических мероприятий, обеспечивающих рост эффективности сельской экономики, рациональное использование природных ресурсов и повышение уровня и качества жизни сельского населения.
К основным направлениям данного механизма можно отнести:
в экономической сфере - развитие малого и среднего бизнеса, кооперация и интеграция, диверсификация сельской экономики с целью обеспечения занятости и наполняемости бюджета территории;
в социальной сфере - стимулирование демографического роста, повышение доходов и обеспечение сельского населения базовыми социальными услугами;
в институциональной сфере - взаимодействие всех органов власти, мониторинг муниципальных образований, повышение инвестиционной привлекательности территории;
в экологической сфере - обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды, стимулирование природоохранной деятельности и др.
Публикации по экономике >>>
Закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе
Изучение
экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа
финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и
институтов, регулирующих эти отношения. Надежная финансовая система является
стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики, необходимой
предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является
основой, мобилизующей ...
Качественная оценка надежности процессов
Вариант
8
Уровни В
Уровни А
Среднее значение по строкам
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
С1
32 35 38 40 30
29 42 37 32 45
39 49 29 35 43
43 38 44 50 45
63 60 66 70 56
43,6
С2
30 33 36 40 26
...