Оценка эффективности деятельности предприятия
1) Рентабельность (доходность) совокупного капитала (ROA);
2) Рентабельность (доходность) собственного капитала (ROЕ);
3) Рентабельность инвестиций (ROI).
Коэффициент рентабельности активов (капиталоотдача) рассчитывается по формуле [7, с.117]:
ROA = NI +IE / ТА, (24)
NI - чистая прибыль;
ТА - совокупный объем активов (итог баланса-нетто);
IE - проценты к уплате в посленалоговом исчислении.
Данный показатель рентабельности показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль вложенного капитала. Капиталоотдача может быть представлена как произведение чистой рентабельности оборота и оборачиваемости (число оборотов активов).
Эта взаимосвязь показателей говорит о том, что на капиталоотдачу влияют: ценовая политика предприятия, уровень затрат на производство и реализацию продукции, деловая активность предприятия измеряется оборачиваемостью активов.
Если капиталоотдача на предприятии ниже средней процентной ставки по заемным средствам, то это говорит о том, что предприятие неспособно использовать свои денежные средства более эффективно, чем если бы они лежали на счете в банке.
Этот показатель представляет интерес для инвесторов (владельцы и лендеры).
Коэффициент рентабельности инвестиционного капитала (ROI) рассчитывается по следующему алгоритму:
ROI = (NI +IE) / (ТА - CL), (25)
- краткосрочные обязательства
Этот показатель характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием - он оценивает доходность долгосрочного капитала.
Показатель рентабельности собственного капитала (ROE):
ROE = NI / E, (26)
Е - собственный капитал
Рассмотренные показатели дополняются показателями рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов: валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Рассчитывают три показателя рентабельности продаж:
а) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции (GPM);
б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (ОIM);
в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM) [7, с.118];
GPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации
GPM = (S - COGS) / S, (27)
OIM= Операционная прибыль/Выручка от реализации
OIM= (S-COGS-ОЕ) / S, (28)
NPM = Чистая прибыль / Выручка от реализации
NPM = NI / S, (29)
COGS - себестоимость реализованной продукции;
ОЕ - операционные расходы (расходы за искл. процентов к уплате и налогов);
S - выручка от реализации в отчетном периоде.
При анализе рентабельности экономической деятельности предприятия необходимо учитывать следующие особенности:
ü временный аспект, то есть использование в анализе только отчетного периода неоправданно, т.к. он не отражает вероятного эффекта долгосрочных инвестиций. Если предприятие совершает технологическую или организационную перестройку, то его рентабельность возможно снизится;
ü проблема риска. Управленческие решения связаны с дилеммой «хорошо кушать или спокойно спать?». Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получении высокой прибыли, хотя бы и с оценкой большего риска. При втором варианте - наоборот.
Публикации по экономике >>>
Методы формирования договорных цен на продукцию строительства
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ
СТРОИТЕЛЬСТВА
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О
совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и
внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» от 11
августа 2011г. № 361 [1]. Указ направлен на совершенствование ценообразования в
строительстве, внедрения в практику строительства неизменных ...
Западно-Сибирский район
Предмет экономической географии представляет
собой изучение размещения производительных сил и социально экономического
регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических,
демографических, экологических особенностей регионов, а также межрегиональных,
внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.
В условиях становления и развития рыночных
отношений для научно ...