Оценка эффективности деятельности предприятия

1) Рентабельность (доходность) совокупного капитала (ROA);

2) Рентабельность (доходность) собственного капитала (ROЕ);

3) Рентабельность инвестиций (ROI).

Коэффициент рентабельности активов (капиталоотдача) рассчитывается по формуле [7, с.117]:

ROA = NI +IE / ТА, (24)

NI - чистая прибыль;

ТА - совокупный объем активов (итог баланса-нетто);

IE - проценты к уплате в посленалоговом исчислении.

Данный показатель рентабельности показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль вложенного капитала. Капиталоотдача может быть представлена как произведение чистой рентабельности оборота и оборачиваемости (число оборотов активов).

Эта взаимосвязь показателей говорит о том, что на капиталоотдачу влияют: ценовая политика предприятия, уровень затрат на производство и реализацию продукции, деловая активность предприятия измеряется оборачиваемостью активов.

Если капиталоотдача на предприятии ниже средней процентной ставки по заемным средствам, то это говорит о том, что предприятие неспособно использовать свои денежные средства более эффективно, чем если бы они лежали на счете в банке.

Этот показатель представляет интерес для инвесторов (владельцы и лендеры).

Коэффициент рентабельности инвестиционного капитала (ROI) рассчитывается по следующему алгоритму:

ROI = (NI +IE) / (ТА - CL), (25)

- краткосрочные обязательства

Этот показатель характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием - он оценивает доходность долгосрочного капитала.

Показатель рентабельности собственного капитала (ROE):

ROE = NI / E, (26)

Е - собственный капитал

Рассмотренные показатели дополняются показателями рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов: валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

а) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции (GPM);

б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (ОIM);

в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM) [7, с.118];

GPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации

GPM = (S - COGS) / S, (27)

OIM= Операционная прибыль/Выручка от реализации

OIM= (S-COGS-ОЕ) / S, (28)

NPM = Чистая прибыль / Выручка от реализации

NPM = NI / S, (29)

COGS - себестоимость реализованной продукции;

ОЕ - операционные расходы (расходы за искл. процентов к уплате и налогов);

S - выручка от реализации в отчетном периоде.

При анализе рентабельности экономической деятельности предприятия необходимо учитывать следующие особенности:

ü временный аспект, то есть использование в анализе только отчетного периода неоправданно, т.к. он не отражает вероятного эффекта долгосрочных инвестиций. Если предприятие совершает технологическую или организационную перестройку, то его рентабельность возможно снизится;

ü проблема риска. Управленческие решения связаны с дилеммой «хорошо кушать или спокойно спать?». Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получении высокой прибыли, хотя бы и с оценкой большего риска. При втором варианте - наоборот.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Новая экономика
В последних десятилетиях XX века мы стали свидетелями появления новой стадии развития человечество - стадии построения постиндустриального общества. Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся ...

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выпол ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.