Оценка эффективности деятельности предприятия
1) Рентабельность (доходность) совокупного капитала (ROA);
2) Рентабельность (доходность) собственного капитала (ROЕ);
3) Рентабельность инвестиций (ROI).
Коэффициент рентабельности активов (капиталоотдача) рассчитывается по формуле [7, с.117]:
ROA = NI +IE / ТА, (24)
NI - чистая прибыль;
ТА - совокупный объем активов (итог баланса-нетто);
IE - проценты к уплате в посленалоговом исчислении.
Данный показатель рентабельности показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль вложенного капитала. Капиталоотдача может быть представлена как произведение чистой рентабельности оборота и оборачиваемости (число оборотов активов).
Эта взаимосвязь показателей говорит о том, что на капиталоотдачу влияют: ценовая политика предприятия, уровень затрат на производство и реализацию продукции, деловая активность предприятия измеряется оборачиваемостью активов.
Если капиталоотдача на предприятии ниже средней процентной ставки по заемным средствам, то это говорит о том, что предприятие неспособно использовать свои денежные средства более эффективно, чем если бы они лежали на счете в банке.
Этот показатель представляет интерес для инвесторов (владельцы и лендеры).
Коэффициент рентабельности инвестиционного капитала (ROI) рассчитывается по следующему алгоритму:
ROI = (NI +IE) / (ТА - CL), (25)
- краткосрочные обязательства
Этот показатель характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием - он оценивает доходность долгосрочного капитала.
Показатель рентабельности собственного капитала (ROE):
ROE = NI / E, (26)
Е - собственный капитал
Рассмотренные показатели дополняются показателями рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов: валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Рассчитывают три показателя рентабельности продаж:
а) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции (GPM);
б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (ОIM);
в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM) [7, с.118];
GPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации
GPM = (S - COGS) / S, (27)
OIM= Операционная прибыль/Выручка от реализации
OIM= (S-COGS-ОЕ) / S, (28)
NPM = Чистая прибыль / Выручка от реализации
NPM = NI / S, (29)
COGS - себестоимость реализованной продукции;
ОЕ - операционные расходы (расходы за искл. процентов к уплате и налогов);
S - выручка от реализации в отчетном периоде.
При анализе рентабельности экономической деятельности предприятия необходимо учитывать следующие особенности:
ü временный аспект, то есть использование в анализе только отчетного периода неоправданно, т.к. он не отражает вероятного эффекта долгосрочных инвестиций. Если предприятие совершает технологическую или организационную перестройку, то его рентабельность возможно снизится;
ü проблема риска. Управленческие решения связаны с дилеммой «хорошо кушать или спокойно спать?». Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получении высокой прибыли, хотя бы и с оценкой большего риска. При втором варианте - наоборот.
Публикации по экономике >>>
Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии
На
данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что
сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной
сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе.
Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно
безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом
своими силами, поэтому оно вынуждено при ...
Качественная оценка надежности процессов
Вариант
8
Уровни В
Уровни А
Среднее значение по строкам
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
С1
32 35 38 40 30
29 42 37 32 45
39 49 29 35 43
43 38 44 50 45
63 60 66 70 56
43,6
С2
30 33 36 40 26
...