Рамочные условия и инструменты поддержки инноваций

инновация национальный международный экономика

Система поддержки инноваций не может рассматриваться вне связи с общим состоянием деловой среды в стране. В опубликованном Всемирным Банком обзоре предпринимательской активности Беларуси за 2009 год выявлены следующие особенности национальной предпринимательской среды:

• Беларусь занимает ведущую позицию по размеру государственного участия в компаниях смешанной формы собственности (в среднем 10%). В малых предприятиях доля государственного капитала варьируется в пределах 6-9%, но в крупных компаниях участие государства может быть гораздо более высоким;

• На каждое белорусское предприятие приходится в среднем 91 постоянный работник, занятый полный день, что более чем вдвое выше среднего по региону. В то же время, на более чем 40% предприятий сферы услуг и розничной торговли занято менее десяти работников;

• Представленность женщин среди владельцев предприятий в среднем составляет 49%;

• Белорусские предприятия меньше полагаются на банковские кредиты при покупке основных средств производства;

• Для Беларуси характерна более высокая степень интеграции в мировую торговлю. Доля фирм - импортеров составляет 26% более 73% промышленных предприятий импортируют сырье и комплектующие;

Состояние деловой среды непосредственно влияет на способность страны привлекать прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Сравнительно низкий объем ПИИ в белорусскую экономику свидетельствует о наличии ряда нерешенных проблем. В последние годы вопрос привлечения ПИИ стал одним из приоритетных для государства.

Поддержка инновационной деятельности также должна рассматриваться в контексте общей практики государственного субсидирования. Беларусь имеет разветвленную систему государственных субсидий, составляющих 8,6% от ВВП по состоянию на 2009 год (без учета чистой субсидии на экспорт нефти). Я предлогаю ряд мер, которые позволят выявить привлекательность Беларуси для иностранных. К числу таких мер относятся:

• Формирование устойчивого, динамичного частного сектора в целях расширения возможностей для деловой инициативы и привлечения внешних.

• Принятие стратегии привлечения ПИИ, предусматривающей дальнейшее совершенствование инвестиционного климата в таких областях, как конкурентный доступ к финансовым средствам, политика в области конкуренции, сокращение бюрократических процедур.

• Принятие стратегии поддержки малых и средних предприятий с долей прямых иностранных инвестиций.

Помимо государственных субсидий и дотаций, система поддержки предприятий также предусматривает широкое использование механизмов директивного кредитования, серьезно искажающих рыночные механизмы распределения кредитных средств.

Значительная часть государственной поддержки предоставляется на возвратной основе по аналогии с целевым государственным кредитованием. Как и в отношении государственных дотаций и субсидий, контроль использования средств носит всесторонний и формализованный характер.

Беларусь демонстрирует приверженность реализации стратегии инновационного развития, призванной ускорить переход к наукоемкой, социально-ориентированной экономике. Инновации занимают ведущее место в новой модели экономического роста, реализуемой с конца 2000 года, основанной на более осмотрительной макроэкономической политике и стимулировании инвестиций и реструктуризации предприятий.

Стратегические рамки инновационного развития заданы в Государственной программе инновационного развития на 2007-2010 годы, принятой Указом Президента №136 от 26 марта 2007 года. Программа предполагает создание Национальной инновационной системы, обеспечивающей производство, распространение и использование знаний для разработки новой продукции, технологий и услуг, обновления технологической базы экономики, стимулирования высокотехнологичного экспорта, замещение импорта ключевых товаров, а также интеллектуального и творческого потенциала белорусских граждан.

В период написания курсовой в Беларуси продолжалась разработка очередной Государственной программы инновационного развития на 2011-2015 годы. Опубликована концепция данной программы, содержание которой развивает положения Приоритетных направлений научно-технической деятельности на тот же период (утверждены Постановлением №585 Совета Министров от 19 апреля 2010 года). Концепцию можно рассматривать в качестве национальной стратегии инновационного развития на ближайшие пять лет и последующие годы, направленную на устойчивое развитие и научно-технологическое обновление. В отличие от предыдущих лет, новые приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований впервые охватывают междисциплинарные области, а также передовые направления научных исследований с высоким уровнем риска.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Инновационный фонд Казахстана
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации. Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику стр ...

Комплексный экономический анализ предприятия (на примере ОАО ТДСК)
Объектом исследования данной курсовой работы выступает открытое акционерное общество «Тюменская Домостроительная Компания», основанная в 1964 году, и, на сегодняшний день, являющаяся лидером по введению жилой площади в городе Тюмень. В годы основания производственная мощность организации составляла 25 тыс. жилья в год. Первыми объектами стали жилые дома серии 464-07 в пятиэтажном исполнении. С каждым г ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.