Рамочные условия и инструменты поддержки инноваций

инновация национальный международный экономика

Система поддержки инноваций не может рассматриваться вне связи с общим состоянием деловой среды в стране. В опубликованном Всемирным Банком обзоре предпринимательской активности Беларуси за 2009 год выявлены следующие особенности национальной предпринимательской среды:

• Беларусь занимает ведущую позицию по размеру государственного участия в компаниях смешанной формы собственности (в среднем 10%). В малых предприятиях доля государственного капитала варьируется в пределах 6-9%, но в крупных компаниях участие государства может быть гораздо более высоким;

• На каждое белорусское предприятие приходится в среднем 91 постоянный работник, занятый полный день, что более чем вдвое выше среднего по региону. В то же время, на более чем 40% предприятий сферы услуг и розничной торговли занято менее десяти работников;

• Представленность женщин среди владельцев предприятий в среднем составляет 49%;

• Белорусские предприятия меньше полагаются на банковские кредиты при покупке основных средств производства;

• Для Беларуси характерна более высокая степень интеграции в мировую торговлю. Доля фирм - импортеров составляет 26% более 73% промышленных предприятий импортируют сырье и комплектующие;

Состояние деловой среды непосредственно влияет на способность страны привлекать прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Сравнительно низкий объем ПИИ в белорусскую экономику свидетельствует о наличии ряда нерешенных проблем. В последние годы вопрос привлечения ПИИ стал одним из приоритетных для государства.

Поддержка инновационной деятельности также должна рассматриваться в контексте общей практики государственного субсидирования. Беларусь имеет разветвленную систему государственных субсидий, составляющих 8,6% от ВВП по состоянию на 2009 год (без учета чистой субсидии на экспорт нефти). Я предлогаю ряд мер, которые позволят выявить привлекательность Беларуси для иностранных. К числу таких мер относятся:

• Формирование устойчивого, динамичного частного сектора в целях расширения возможностей для деловой инициативы и привлечения внешних.

• Принятие стратегии привлечения ПИИ, предусматривающей дальнейшее совершенствование инвестиционного климата в таких областях, как конкурентный доступ к финансовым средствам, политика в области конкуренции, сокращение бюрократических процедур.

• Принятие стратегии поддержки малых и средних предприятий с долей прямых иностранных инвестиций.

Помимо государственных субсидий и дотаций, система поддержки предприятий также предусматривает широкое использование механизмов директивного кредитования, серьезно искажающих рыночные механизмы распределения кредитных средств.

Значительная часть государственной поддержки предоставляется на возвратной основе по аналогии с целевым государственным кредитованием. Как и в отношении государственных дотаций и субсидий, контроль использования средств носит всесторонний и формализованный характер.

Беларусь демонстрирует приверженность реализации стратегии инновационного развития, призванной ускорить переход к наукоемкой, социально-ориентированной экономике. Инновации занимают ведущее место в новой модели экономического роста, реализуемой с конца 2000 года, основанной на более осмотрительной макроэкономической политике и стимулировании инвестиций и реструктуризации предприятий.

Стратегические рамки инновационного развития заданы в Государственной программе инновационного развития на 2007-2010 годы, принятой Указом Президента №136 от 26 марта 2007 года. Программа предполагает создание Национальной инновационной системы, обеспечивающей производство, распространение и использование знаний для разработки новой продукции, технологий и услуг, обновления технологической базы экономики, стимулирования высокотехнологичного экспорта, замещение импорта ключевых товаров, а также интеллектуального и творческого потенциала белорусских граждан.

В период написания курсовой в Беларуси продолжалась разработка очередной Государственной программы инновационного развития на 2011-2015 годы. Опубликована концепция данной программы, содержание которой развивает положения Приоритетных направлений научно-технической деятельности на тот же период (утверждены Постановлением №585 Совета Министров от 19 апреля 2010 года). Концепцию можно рассматривать в качестве национальной стратегии инновационного развития на ближайшие пять лет и последующие годы, направленную на устойчивое развитие и научно-технологическое обновление. В отличие от предыдущих лет, новые приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований впервые охватывают междисциплинарные области, а также передовые направления научных исследований с высоким уровнем риска.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Использование факторинга в управлении дебиторской задолженностью ООО Формула делового мира
Актуальность темы работы состоит в том, что в связи с ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять отсрочку или рассрочку платежа своим клиентам, выступая тем самым в качестве кредитора и принимая на себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению оборотных средств поставщиков, отрицательно влияя на показатели их финансовой отчетности. Нач ...

Качественная оценка надежности процессов
Вариант 8 Уровни В Уровни А Среднее значение по строкам 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 С1 32 35 38 40 30 29 42 37 32 45 39 49 29 35 43 43 38 44 50 45 63 60 66 70 56 43,6 С2 30 33 36 40 26 ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.