Рамочные условия и инструменты поддержки инноваций
инновация национальный международный экономика
Система поддержки инноваций не может рассматриваться вне связи с общим состоянием деловой среды в стране. В опубликованном Всемирным Банком обзоре предпринимательской активности Беларуси за 2009 год выявлены следующие особенности национальной предпринимательской среды:
• Беларусь занимает ведущую позицию по размеру государственного участия в компаниях смешанной формы собственности (в среднем 10%). В малых предприятиях доля государственного капитала варьируется в пределах 6-9%, но в крупных компаниях участие государства может быть гораздо более высоким;
• На каждое белорусское предприятие приходится в среднем 91 постоянный работник, занятый полный день, что более чем вдвое выше среднего по региону. В то же время, на более чем 40% предприятий сферы услуг и розничной торговли занято менее десяти работников;
• Представленность женщин среди владельцев предприятий в среднем составляет 49%;
• Белорусские предприятия меньше полагаются на банковские кредиты при покупке основных средств производства;
• Для Беларуси характерна более высокая степень интеграции в мировую торговлю. Доля фирм - импортеров составляет 26% более 73% промышленных предприятий импортируют сырье и комплектующие;
Состояние деловой среды непосредственно влияет на способность страны привлекать прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Сравнительно низкий объем ПИИ в белорусскую экономику свидетельствует о наличии ряда нерешенных проблем. В последние годы вопрос привлечения ПИИ стал одним из приоритетных для государства.
Поддержка инновационной деятельности также должна рассматриваться в контексте общей практики государственного субсидирования. Беларусь имеет разветвленную систему государственных субсидий, составляющих 8,6% от ВВП по состоянию на 2009 год (без учета чистой субсидии на экспорт нефти). Я предлогаю ряд мер, которые позволят выявить привлекательность Беларуси для иностранных. К числу таких мер относятся:
• Формирование устойчивого, динамичного частного сектора в целях расширения возможностей для деловой инициативы и привлечения внешних.
• Принятие стратегии привлечения ПИИ, предусматривающей дальнейшее совершенствование инвестиционного климата в таких областях, как конкурентный доступ к финансовым средствам, политика в области конкуренции, сокращение бюрократических процедур.
• Принятие стратегии поддержки малых и средних предприятий с долей прямых иностранных инвестиций.
Помимо государственных субсидий и дотаций, система поддержки предприятий также предусматривает широкое использование механизмов директивного кредитования, серьезно искажающих рыночные механизмы распределения кредитных средств.
Значительная часть государственной поддержки предоставляется на возвратной основе по аналогии с целевым государственным кредитованием. Как и в отношении государственных дотаций и субсидий, контроль использования средств носит всесторонний и формализованный характер.
Беларусь демонстрирует приверженность реализации стратегии инновационного развития, призванной ускорить переход к наукоемкой, социально-ориентированной экономике. Инновации занимают ведущее место в новой модели экономического роста, реализуемой с конца 2000 года, основанной на более осмотрительной макроэкономической политике и стимулировании инвестиций и реструктуризации предприятий.
Стратегические рамки инновационного развития заданы в Государственной программе инновационного развития на 2007-2010 годы, принятой Указом Президента №136 от 26 марта 2007 года. Программа предполагает создание Национальной инновационной системы, обеспечивающей производство, распространение и использование знаний для разработки новой продукции, технологий и услуг, обновления технологической базы экономики, стимулирования высокотехнологичного экспорта, замещение импорта ключевых товаров, а также интеллектуального и творческого потенциала белорусских граждан.
В период написания курсовой в Беларуси продолжалась разработка очередной Государственной программы инновационного развития на 2011-2015 годы. Опубликована концепция данной программы, содержание которой развивает положения Приоритетных направлений научно-технической деятельности на тот же период (утверждены Постановлением №585 Совета Министров от 19 апреля 2010 года). Концепцию можно рассматривать в качестве национальной стратегии инновационного развития на ближайшие пять лет и последующие годы, направленную на устойчивое развитие и научно-технологическое обновление. В отличие от предыдущих лет, новые приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований впервые охватывают междисциплинарные области, а также передовые направления научных исследований с высоким уровнем риска.
Публикации по экономике >>>
Историко-финансовые исследования в украинской экономической мысли XIX-начала XX в.
Тема
контрольной работы «Историко-финансовые исследования в украинской экономической
мысли XIX
-
начала XX в.» по дисциплине
«История экономики».
Современная
экономическая теория все больше внимания уделяет так называемой предыдущей
траектории развития экономических институтов, подчеркивая роль исторического
фактора в определении конкретных форм хозяйствования и их
социально-экономической эффективности. Т ...
Кривая производственных возможностей. Осуществление ценовой дискриминации
Экономическая теория изучает деятельность людей,
связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для
наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых
благ осуществляется на предприятиях путем организации производства.
Производство - это целесообразная деятельность
людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой
общественный п ...