Рекомендации по инновационной сфере Республики Беларусь
Инициативы государства в области развития кооперации в сфере науки, исследований и инноваций (в том числе с участием малого и среднего бизнеса) нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
С этой целью предлагается:
• Стимулировать участие малых и средних компаний в государственных научно-технических программах, а научно-технические программы сделать более открытыми для такого участия;
• Содействовать развитию кооперации и партнерских связей малых и средних предприятий с участниками инновационной деятельности, включая государственные предприятия, научно-исследовательские и академические институты;
• Поощрять развитие разнообразных форм деловой и административной
поддержки предпринимательства;
• Создание положительного образа предпринимательства в обществе. Рекомендуется пересмотреть стратегическую направленность инновационной политики: вместо передачи инноваций из сектора науки и исследований в промышленность ее следует переориентировать. Главной задачей должно стать построение инновационной системы на основе предприятий. Необходима остепенная реинтеграция науки и исследований в сектор коммерческих предприятий. Изменение структуры системы науки и исследований должно носить добровольный и постепенный характер, получить одобрение основных заинтересованных сторон и поддерживаться соответствующей государственной программой, разработанной на основе экспериментальных проектов. Предлагаемые преобразования могут быть реализованы в три этапа:
• Анализ существующего положения дел и разработка стратегии преобразования системы науки и исследований;
• Разработка плана преобразований;
• Реализация разработанной организационной стратегии на основе детального плана действий с участием всех заинтересованных сторон и реализацией необходимых сокращений инвестиций.
Любая реорганизация научно-исследовательской системы должна привести к формированию государственных или коммерческих организаций с согласованным набором функций, жизнеспособных в среднесрочной перспективе и располагающих возможностями по наращиванию потенциала в профильных сферах деятельности. Основным направлением подобных реформ должна стать интеграция научно- исследовательской деятельности в сектор коммерческих предприятий.
Для обеспечения интеграции научно-исследовательской деятельности в сектор коммерческих предприятий и формирования организаций с согласованным набором функций государству следует изучить возможность реализации мер и механизмов, способствующих:
• Укреплению связей между вузами и научно-исследовательскими институтами, интеграции подразделений фундаментальной науки в структуру университетов;
• Постепенной реорганизации части действующих научно-исследовательских институтов с целью обслуживания нарождающегося сектора высокотехнологичных малых предприятий;
• Расширению мобильности научных кадров, что снизит стоимость трансформации.
Действующая система науки и исследований чрезмерно ориентирована на коммерциализацию результатов, что может отрицательно сказаться на качестве научных исследований. Существующие механизмы определения научных приоритетов, будучи чрезмерно централизованными, сокращают возможности реализации инициатив, не вписывающихся в такие приоритеты. Упор на коммерциализацию представляется логичным в краткосрочной перспективе, но в более отдаленном будущем это будет иметь негативные последствия для развития науки. Интеграция различных видов исследований (фундаментальных прикладных, технических разработок), будучи полезной в краткосрочном и среднесрочном периоде, может воспрепятствовать долгосрочному развитию инновационного потенциала.
Государству следует рассмотреть возможность реформирования системы государственного финансирования науки и исследований для обеспечения более сбалансированного сочетания коммерческих и научных задач в деятельности научных институтов, что позволит предотвратить снижение уровня научных исследований по причине чрезмерной коммерциализации. С этой целью рекомендуется рассмотреть следующие меры:
Публикации по экономике >>>
Направления совершенствования финансового состояния предприятия на примере ООО Евротара
Развитие экономики России на современном этапе
характеризуется неоднозначной и изменяющейся экономической средой.
Чтобы повысить эффективность производства, чтобы не оказаться
на грани банкротства предприятия обязательно должны проводить общий финансовый
анализ, эффективно распределять финансовые ресурсы (инвестиционная политика и
управление активами), обеспечивать предприятие финансовыми ресурсами (управлять
...
Диагностика вероятности банкротства ОАО Трубчевскхлеб
Проблема прогнозирования возможного банкротства предприятий сегодня
чрезвычайно актуальна в Российской Федерации. За последние десять лет очень
многие коммерческие организации всевозможных форм собственности оказались на
грани банкротства. В настоящее время актуален вопрос выбора методов и методик,
позволяющих прогнозировать наступление банкротства предприятия в близком
будущем.
Правовой институт несостоятель ...