Рекомендации по инновационной сфере Республики Беларусь

Преобладающая в стране трактовка инноваций акцентирует внимание на их научном и технологическом аспекте. В международной практике распространена более широкая трактовка данного понятия, выделяющая четыре основных типа инноваций: товарные, технологические, маркетинговые и организационные. В результате, меры политики в области инноваций могут иметь более узкий охват и масштабы, чем в странах, где инновации трактуются более широко. Усеченный характер инновационной политики может привести к снижению эффективности национальной инновационной системы.

Для повышения эффективности предпринимаемых государством мер по развитию инновационной деятельности рекомендуется расширить предметную сферу инновационной политики и спектр инструментов ее реализации, сблизив их с международной практикой. В частности, предлагается:

• Провести критический анализ системы мер государственной политики в области инноваций на предмет соответствия их предметной сферы и охвата с практикой зарубежных государств с целью выявления расхождений;

• На основании проведенного анализа сформулировать план действий по расширению предметной сферы инновационной политики и спектра ее инструментов (некоторые примеры подобных действий содержатся в дальнейших рекомендациях);

• Провели информационную кампанию для разъяснения предлагаемых изменений, направленную, в первую очередь, на специалистов, отвечающих за разработку мер государственной политики, а также на сотрудников органов власти и управления и население в целом.

На государственном уровне широко осознается и признается важность инноваций для долгосрочного экономического роста и повышения конкурентоспособности Белорусской экономики. В стране предпринят ряд действенных мер по развитию основных элементов Национальной инновационной системы и ее институтов. При этом основной упор делался на административный аспект (создание институтов), и гораздо меньшее внимание уделялось развитию взаимосвязей между подсистемами НИС (бизнес, наука, образование инфраструктура, и т.п.).

Необходимо расширить спектр мер по стимулированию развития предпринимательского сектора. Конкретные шаги могут включать:

• Проведение детального критического изучения существующих барьеров на пути создания и развития малых и средних предприятий;

• Разработка целенаправленных мер по снижению таких барьеров;

• Реализация мер по укреплению потенциала научно-исследовательских организаций, учреждений и крупных предприятий с целью их превращения в источники инновационного предпринимательства, стимулирование образования дочерних компаний в виде малых предприятий.

Создание динамичного предпринимательского сектора и реализация курса на инновации требует не только административных мер поддержки, но и изменения ценностных и поведенческих установок населения. Мощная государственная поддержка инновационных процессов послужит хорошей отправной точкой для работы с населением в этом направлении.

Целесообразно рассмотреть возможность реализации информационно - просветительских программ для участников инновационного процесса и широкой общественности, подчеркивающих важность и значимость инновационного предпринимательства.

В этой связи:

• Особое внимание следует уделять признанию заслуг граждан и фирм, особенно малых инновационных компаний, принимающих риски;

• Разработать и осуществить программу, направленную на формирование новых установок в отношении предпринимательства и инноваций, особенно уделяя внимание молодежи;

• Использовать разнообразные формы работы, включая национальные конкурсы, специальные премии, телевизионные шоу, образовательные программы по предпринимательству в школах и вузах, неформальные инновационные платформы.

Несмотря на ограниченную применимость, накопленный Беларусью опыт создания благоприятных рамочных условий для инноваций уникален и имеет большую ценность. Важной частью такого опыта является деятельность Белорусского парка высоких технологий, которая принесла впечатляющие результаты. Фактором, способствовавшим этому успеху, стало предоставление значительных льгот компаниям-резидентам. Поскольку подобные льготы распространялись только на ограниченную часть НИС, это вело к образованию привилегированных анклавов и лишало компании-резиденты стимулов покидать пределы Парка, что означало бы утрату предоставленных льгот.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Процесс приватизации в Республике Беларусь
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной. В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрал ...

Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.