Инновационная экономика в современной России

В России создано 115 центров трансфера технологий, 177 бизнес-инкубаторов, отобраны 25 инновационных территориальных кластеров, в которых при государственной поддержке будут реализованы программы развития. Вузы, институты Российской академии наук создают собственные центры инноваций, в том числе с участием иностранных корпораций.

Наряду с совершенствованием институциональной среды государство поддерживало точечные инновационные проекты. В общей сложности это 37 проектов, на финансирование которых из федерального бюджета в период 2010-2012 годов выделено около 100 миллиардов рублей.

Кроме того, для достижения целей по развитию инновационной экономики на территории РФ создаются технопарки. Технопарк - имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. На сегодняшний день российские технопарки, за редкими исключениями, не выполняют функций инкубатора, а служат в первую очередь своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года). Всего по стране насчитывается около 2 тысячи организаций, называющих себя технопарками, но не все соответствуют этому понятию по ряду критериев. Реально действующих технопарков в России насчитывается всего около ста.

В инфраструктуру технопарков по итогам 2011 года было вложено 7 млрд. руб. федеральных средств, 8,5 млрд. руб. региональных средств и 4 млрд. руб. средств частных инвесторов. Эффективность создания технопарков как социально-значимого проекта доказывает создание 9 000 рабочих мест.

Развитие инновационной экономики для России крайне актуально, т.к. Россия в развитии собственной экономики отстала от ведущих стран на 1-2 уклада (5-6 в развитых странах и 3-4 в России). Так, в экономиках развитых стран доминируют биотехнологии, нанотехнологии, информация и т.д., в то время как отечественная экономика находится все еще на индустриальной стадии. Если положение сохранится, то разрыв в экономическом развитии будет неизбежно нарастать и России суждено оказаться на второстепенных ролях в мировой структуре распределения труда. Вместе с тем Россия позиционирует себя как равный член групп развитых стран (G8), и чтобы обеспечить такие позиции инновационный проект необходим.

Уже сейчас в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики. Так, по существующим оценкам, упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд. долл. в год. Доля топлива и сырья в мировом экспорте сокращается и прогнозируется менее 10% к 2020 году. Потому для России сырьевой путь развития ведет не только к утере значимости в мировой экономике, но и к тому, что России придется очень жестко конкурировать с другими добывающими странами, у которых условия добычи полезных ископаемых намного более благоприятны.

В октябре 2012 года стало известно, что Минэкономразвития предлагает выделить из бюджета на 2013-2015 годы 356,7 миллиарда рублей на финансирование госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика", сообщается в опубликованном на сайте министерства документе.

В 2013 году на развитие предусмотрено финансирование в размере 124,1 миллиарда рублей, в 2014 году - 126,1 миллиарда, а в 2015 году - 106,5 миллиарда.

Целью программы называется создание высококонкурентной институциональной среды, которая будет стимулировать предпринимательскую активность и привлекать капитал в экономику. Кроме того, составители рассчитывают за счет принятых мер перевести Россию от экспортно сырьевого к инновационному пути развития.

Предполагается достичь к 2015 году роста объема инвестиций в основной капитал на 6,4 процента ежегодно, а долю инвестиций в ВВП увеличить до 25 процентов. Доля добавленной стоимости в малом и среднем предпринимательстве должна увеличиться с 21,2 до 22,4 процента ВВП.

Кроме того, госпрограмма нацеливается на то, чтобы улучшить место России в Глобальном индексе инноваций с 64 места в 2010 году до 40-го или выше в 2015-м.

Проблемы формирования инновационного развития экономики России

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Публикации по экономике >>>

Микроэкономика как составная часть теоретической экономики
Термин «экономика» происходит от двух греческих слов: «ойкос» - дом или хозяйство, и «номос» - учение или закон. То есть получается, что экономика - это искусство, навыки или умение правильно вести домашнее хозяйство. Экономика выступает как материальная основа для существования общества. Дело в том, что экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития других сфе ...

Издержки предприятия и пути их оптимизации
Организационно-экономическая характеристика предприятия ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.