Пространственные модели монополистической конкуренции

Известны два варианта модели экономической конкуренции в пространстве, или, проще, пространственной дифференциации рынка: дифференциация "по линии" (модель линейного города) и дифференциация "по окружности" (модель города на окружности).

Модель пространственной дифференциации рынка на линии, или модель линейного города, была предложена впервые Г. Хотеллингом в 1929 г. Целью Хотеллинга и стало предложить модель несовершенно конкурентного рынка, не страдающего нестабильностью, порождаемой постоянным снижением цены.

Прообразом его модели линейного города стал провинциальный американский городок, лежащий на трансконтинентальной железной дороге, где едва ли не все магазины размещены вдоль его главной улицы (Mainstreet), а население размещено (с равной плотностью) по обе ее стороны. Фрагмент графической модели линейного города Хотеллинга представлен на рис.3.

Рис.3.Модель Хотеллинга

Он утверждал, что: товарные марки отличаются друг от друга только одним показателем-удаленностью от потребителя, потребители расположены равномерно вдоль единственной улицы в городе и каждый потребитель предъявляет спрос на одну единицу товара, две фирмы продают один и тот же товар, а покупатель делает покупку у того продавца, ближе к которому он расположен. Предположим, потребитель N расположен на расстоянии x от продавца А, находящегося на расстоянии a от ближайшего конца линейного сегмента рынка (конца улицы или пляжа). Соответственно этот потребитель расположен на расстоянии y от продавца B, находящегося на расстоянии b от другого конца линейного сегмента. Если х<y, то потребитель, при прочих равных условиях, предпочтет продавца A,если х>y, то продавца B. При условии, что продавец B уже расположен на расстоянии b от одного конца линейного сегмента и не может быстро изменить свое месторасположение, продавец A выберет такое месторасположение, при котором сможет привлечь максимальное число потребителей. Продавец А будет ближайшим для возможно большего числа потребителей, если он будет расположен левее продавца В и, по возможности ближе к нему. В таком случае, все потребители, расположенные левее его месторасположения, станут его покупателями. (Рис. 4)

Рис.4

В свою очередь, продавец B, лишившись части своих покупателей, переместиться в следующий период немного левее продавца A, таким образом, чтобы переманить потребителей, расположенных в левой части линейного сегмента. (Рис.5).

Рис. 5

Этoт пpoцecc бyдeт пpoдoлжaтьcя дo тex пop, пoкa oбe фиpмы нe oкaжyтcя в цeнтpe yлицы: тoгдa y ниx бyдeт oдинaкoвoe чиcлo пoкyпaтeлeй, poвнo пoлoвинa oт oбщeгo иx кoличecтвa. Т.е. может быть фиксирована не цена, а месторасположение продавцов.

Уcтaнoвлeниe pынoчныx цeн пpи фикcиpoвaннoм мecтoпoлoжeнии фиpм oпpeдeляeтcя вeличинoй тpaнcпopтныx pacxoдoв. Ecли фиpмы pacпoлoжeны нa paзнoм paccтoянии oт пoтpeбитeля, ближaйшaя фиpмa мoжeт нaзнaчить бoлee выcoкyю цeнy нa cвoй тoвap, и кaкoe-тo чиcлo пoтpeбитeлeй бyдeт eгo пoкyпaть, тe пoтpeбитeли, кoтopыe пpeдпoчтyт yдoбcтвo pacпoлoжeния тpaнcпopтным издepжкaм и низкoй цeнe. Предполагается что два продавца находятся по краям линейного сегмента. Потребители распределены по всему сегменту протяженностью в одну единицу (например , один километр). Продавцы устанавливают цены, а потребители принимают решение, у кого из них покупать товар.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Жилищно-коммунальное хозяйство Украины проблемы и перспективы
Тема контрольной работы «Жилищно-коммунальное хозяйство Украины: проблемы и перспективы» по дисциплине «Управление экономикой». Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Украины, несмотря на достаточно длительное и широкое обсуждение ситуации на всех уровнях, является одной из наиболее неэффективных сфер национальной экономики, которую почти не затронули процессы реформирования - и это в условиях, когда в ...

Деятельность туристической фирмы Мади Тур
Фирмы, предлагающие вам отправиться на другой конец света, обычно представляют собой один из двух вариантов: туроператоры и турагенты. Туроператор - оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных турагентств. Туроператор сам формирует турпродукт. Он выходит на зарубежных партнеров и напрямую заключает с н ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.