Пространственные модели монополистической конкуренции

CSi = U* - P*,

где P* - цена наиболее предпочитаемого товара.

Потребитель купит наиболее предпочитаемый товар только при выполнении условия:

* - P* > CSj,

где CSj - потребительский излишек при приобретении другого товара. Тогда для потребителя ценой закрытия рынка будет величина V, определяемая как:

= U* - CSj.

При цене V спрос будет равен нулю. Если цены на рынке будут выше чем цена закрытия рынка, потребитель уйдет с рынка данного товара.

Поэтому условие максимизации потребительского излишка можно представить в другом виде:

Как и в модели Хотеллинга поведение продавцов на рынке характеризуется их стремлением расположиться по возможности ближе друг к другу. Поэтому, расстояние между продавцами будет определяться величиной, обратной их количеству. Выбор стратегии продавца также зависит от общего количества продавцов на рынке. При небольшом количестве они не будут конкурировать друг с другом, так как каждый будет являться монополистом по отношению к ближайшим потребителям. Спрос на товар продавца будет состоять из тех потребителей, для которых выполняется положительное ограничение на максимизацию потребительского излишка:

,где qm - количество потребителей, для которых продавец является монополист, M - общее количество потребителей на рынке.

Монополизация рынка в модели Салопа неизбежно сопровождается образованием «мертвых зон», т.е. областей спроса, которые не обслуживаются ни одним из продавцов, так как цена, которую предлагает ближайший продавец, превышает потребительский излишек, который потребитель может получить, переключившись на другой товар.

Если продавцов на рынке достаточно много, они вынуждены располагаться близко друг от друга и конкурировать между собой за потребителей. Для предельного потребителя (которому безразличен выбор между товарами продавцов i и j) будет выполняться условие:

, гдеN - количество продавцов на рынке. Количество потребителей, которых привлечет конкурирующий продавец (qc) можно определить из выражения:

Следовательно, при высоких ценах каждый продавец выступает как локальный монополист. По мере снижения цен возрастает количество потребителей, предъявляющих спрос на данный продукт и каждый продавец попадает в зону конкуренции. Поэтому совокупный спрос на товар будет иметь характер ломанной линии. (Рис.8).

P

Область монополии

Pm

Область конкуренции

qmq

Рис.8 Ломанная кривая спроса

Обе модели монополистической конкуренции и Чемберлина, и пространственной дифференциации, предполагают компромисс между стремлением к низким затратам, с одной стороны, и к большему разнообразию товаров и услуг или большей доступности к источникам снабжения ими с другой. Оптимальная степень их дифференциации зависит от нескольких факторов. Большей дифференциации можно ожидать с ростом плотности населения и более высокими транспортными расходами, если под последними понимать готовность платить за желательные особенности товара. Оптимальная дифференциация товаров отрицательно связана с начальными затратами выбора местоположения или придания уже знакомому товару новых, дополнительных свойств. В рыночной экономике затраты, связанные с увеличением разнообразия, в тенденции в большей мере несут те, кому это разнообразие представляется наиболее важным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Кафе Островок на 100 посадочных мест
После значительного реформирования, общественное питание в России активно развивается, причем больше всего развивается общедоступная коммерческая сеть предприятий общественного питания: рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары. Для развития общедоступной сети предприятий общественного питания характерна тенденция среднего числа мест. Причина одна - предприятия общественного питания со средним количеством ...

Издержки производства, их сущность и структура
издержка прибыль экономический Актуальность темы. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной кон ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.