Пространственные модели монополистической конкуренции

Важным следствием модели линейного города Хотеллинга является так называемый принцип минимальной дифференциации: "Покупатели повсюду сталкиваются с избытком однообразия". Линейный рынок Хотеллинга ограничен, и на нем есть место лишь для двух продавцов . Ясно, что если они расположились сначала в точках А и В, то у них появляется стимул к смещению в центр рынка. Двигаясь по направлению к центру, каждый присоединяет к своей клиентуре покупателей конкурента (принадлежащих к сегментам х и соответственно у), не теряя при этом своих покупателей на противолежащих сегментах а и b. В равновесии оба продавца окажутся в центре, т. е. будут минимально пространственно дифференцированы. Этот эффект минимальной дифференциации противоположен эффекту избыточного разнообразия в модели монополистической конкуренции, когда рынок достаточно велик.

Другим вариантом модели пространственной дифференциации Рынка является модель города на окружности С. Салопа. Прообразом этой модели является город, вытянувшийся вдоль берега острова (или, наоборот, внутреннего озера), имеющего округлую форму, либо, наконец, мегаполис, в котором все супермаркеты вынесены на периферию и расположены вдоль кольцевой магистрали. Модель Салопа - модель «кругового города», предполагает, что продавцы и потребители расположены равномерно по окружности, окаймляющей город. Графическая модель такого города представлена на рис.6, где местоположение торговых точек показано квадратиками.

Рис.6 Модель города на окружности.

Основные исходные положения модели:

каждый потребитель предъявляет спрос на одну единицу товара, а каждый продавец продает одну единицу товара;

покупатель имеет возможность приобрести как товар данного продуктового ряда, так и продукт более высокой полезности;

на рынке существует определенная торговая марка безусловно предпочитаемая потребителем.

Полезность потребителя при покупке единицы товара в общем виде может быть представлена выражением:

= U* - k (t - t*),

где U* - полезность потребителя при потреблении наиболее предпочитаемого товара; k - норма трансформации предпочтений, показывающая степень уменьшения полезности при потреблении другого товара; t - месторасположение покупателя; t* - месторасположение продавца наиболее предпочитаемого товара; t-t* - расстояние от потребителя до продавца наиболее предпочитаемого товара.

Наибольшая полезность (U*) потребителем достигается в том случае, если он покупает наиболее предпочитаемую торговую марку. Наименьшая полезность U=0 будет там, где ( рис.7)

Рис.7 Функция полезности

Функция полезности убывает по мере увеличения расстояния от покупателя до продавца наиболее предпочитаемого товара. Потребитель стремится максимизировать потребительский излишек (CS):

Если цена товара будет слишком высока, потребитель может купить другой товар. То есть потребитель купит данный товар в том случае, если его выигрыш будет определенно больше:

,где максимальный потребительский излишек может быть получен, разумеется, при покупке наиболее предпочитаемого товара:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Инвестиции в производство нового изделия
Расчёт инвестиций в основной капитал ...

Использование корреляционно-регресионного метода в управлении предприятием
В наше время математико-статистические исследования становятся необходимым инструментом для получения более глубоких и полноценных знаний о механизме изучаемых явлений. Существующие между явлениями формы и виды связей весьма разнообразны по своей классификации, но предметом статистики являются только такие из них, которые имеют количественный характер и изучаются с помощью количественных методом. Основным в изуч ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.