Сравнительный анализ инфляционных процессов на современном этапе (2008-2011 гг.)

Уровень инфляции в 2009 году

В декабре инфляция в России составила 0,4%, а в целом за 2009 год - 8,8%, что является самым низким уровнем с 1992 года. Об этом свидетельствуют опубликованные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Между тем стоимость отдельных товаров и услуг выросла почти до 20 и более процентов.

В 2009 году больше всего выросли цены на сахар песок (+42,7%), рыба и морепродукты (+10,6%), а также алкогольные напитки (+8,9%). Существенно выросли цены на сыры твердые и мягкие - на 4,0%. В декабре в группе плодоовощной продукции наиболее заметно подорожали виноград (+13,5%), свежая белокочанная капуста (+6,8%), репчатый лук (+6,6%) а также морковь - на 4,1%.

В группе непродовольственных товаров наибольший рост цен в 2009 году коснулся табачных изделий (+18,7%) и медикаментов (+17,6%). Заметно подорожали моющие и чистящие средства (+12,6%), трикотажные изделия (+12%), одежда и белье (+11%), а также обувь (+10,1%).

Жилищно-коммунальные услуги подорожали в среднем на 19,6%, из числа которых больше всего повысились расценки на электроснабжение (+24,9%), газоснабжение (+24,1%), водоснабжение и водоотведение (+22,9%) и отопление (+20,9%).

В Росстате отмечают, что накануне новогодних праздников значительно выросли тарифы на проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования (на 9,0-10,2%). Экскурсионные поездки в Финляндию и по городам Европы стали дороже на 3,1% и 2,3% соответственно, поездки в Китай - на 2,1%.

В среднем в 2009 году услуги стали дороже на 11,6%, цены на непродовольственные товары выросли на 9,7%, продовольственные товары без учета плодоовощной продукции - на 6,9%.

Меньше всего за 2009 год подорожали услуги связи (+2,9%) и страхования (+2%).

Причины инфляции в 2009 году:

- низкая конкуренция среди производителей;

высокие издержки из-за банковских ставок;

импортируемая инфляция (удорожания импортируемого продовольствия с учетом обесценения курса рубля в начале 2009 года на 30%);

увеличение денежной массы осенью 2009 года по программе антикризисных мер правительства;

Причины снижения инфляции в 2009 году:

- снижение потребительского спроса;

сокращение притока капитала;

укрепление рубля (с 34 руб. за 1 долл. до 29 руб. за 1 долл. к концу года);

Внутренние факторы снижения инфляции в 2009 году: слабый потребительский спрос (продавцы не смогли повысить цены из-за сокращения спроса). Внешние факторы снижения инфляции в 2009 году: снижение цен на нефть, уменьшение притока капитала, укрепление рубля (рост курса отечественной валюты способствовал снижению цен на импортную продукцию. Учитывая высокую долю зарубежных товаров в общем объеме товарной массы, это не могло не сказаться на уровне инфляции).

Антиинфляционные меры государства в 2009 году:

- снижение ставки рефинансирования;

льготные банковские кредиты предпринимателям;

регулирование цен на медикаменты;

Уровень инфляции в 2010 году

Инфляция в России в декабре составила 1,1%, а в целом за 2010 год - 8,8%, сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). При этом 5 января 2011 года Росстат сообщал, что инфляция в РФ в 2010 году составляла 8,7%.

Цены на продовольственные товары в декабре 2010 года без учета алкоголя выросли на 2,4%, в годовом исчислении - на 13,7%.

За период с начала года рекордсменами по удорожанию стали сразу несколько продуктов: гречка, картофель, капуста и пшено. По данным Росстата, за истекший период года гречневая крупа подорожала на 182,1% (то есть почти втрое), а с начала декабря цены на этот продукт выросли на 9,4%. Картошка подорожала на 96,9% с начала года. Аналогичным образом обстоят дела с капустой и пшеном: эти продукты подорожали на 97,7% и 73% с начала года. Подсолнечное масло, сахар, табак и молоко подорожали за истекший период года не так сильно, но все же довольно ощутимо для кошелька потребителя. Так, цены на масло выросли с начала года на 25,5%, на сахар - на 21%. Табак и молоко прибавили в стоимости почти по 20%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Кривая производственных возможностей. Осуществление ценовой дискриминации
Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства. Производство - это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный п ...

Диагностика бизнес-сферы предприятия
Финансовая деятельность предприятия является частью хозяйственной деятельности и включает в себя все денежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных фондов, образованием и использованием доходов. В свою очередь финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, движение и использование финансовых ресурсов предприятия. ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.