Анализ рынка строительных материалов в РФ

В 2008 г. российскими предприятиями было произведено 8 992 тыс. м³ теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты, что на 21,9% больше показателя 2006 г. В 2009 г. выпуск составил 12 426 тыс. м³, прирост - 38,19%. Несмотря на это, в 2008-2009 гг. на рынке минераловатной теплоизоляции имел место дефицит продукции. В 20010 г. прирост составил лишь 9,31%. Всего было произведено 13 583 тыс. м³ минеральной ваты. В 20011 г. выпуск увеличился на 11,82% до 15 188 тыс. м³. В текущем году стоит ожидать прирост до 7-10%.

Рисунок 1 - Динамика производства теплоизоляционных материалов из минеральной ваты в РФ в 2009-2012 гг. по месяцам, тыс. м³

Помимо сокращения темпов роста в 20010 г., особенностью в 2010 г. стало иное, чем в 2009 г., распределение выпуска по месяцам. Так, если в 2009 г. наиболее продуктивными были первые месяцы года, то в 2008 г. производство активизировалось только к лету. Также стоит обратить внимание на снижение объемов производства в первом квартале 2011 г.: лишь в марте объем выпуска минераловатной теплоизоляции сравнялся с показателями 2010 г. Во втором квартале текущего года производство развивается более активно: в апреле выпуск даже превысил уровень 2010г. С сентября 2011 г. объемы производства заметно превышали выпуск в соответствующий период 2010 г.

Ежемесячные показатели за 2012 г. более низкие, что вызвано, скорее всего, тем, что в текущем году не все предприятия успели предоставить федеральным органам данные об объемах выпуска.

Если рассматривать географический аспект производства минеральной ваты, обнаруживается, что безусловными лидерами на рынке каменной ваты являются Центральный и Уральский федеральные округа. Более того, в 2008 г. доля ЦФО увеличилась за счет Сибирского и Южного ФО. Доля Поволжского федерального округа остается неизменной на протяжении всего рассматриваемого периода. В Дальневосточном округе производство отсутствует. В 2009 г. распределение производства по регионам сохранилось примерно таким же. Лишь доля Южного ФО несколько увеличилась за счет доли Северо-Запада.

Небольшие предприятия с производством в 1-30 тыс. м³ не рассматриваются, поскольку их и так небольшая доля со временем лишь снижается. Это относится к таким организациям, как Новомальтинский завод стройматериалов, Норильский обеспечивающий комплекс, Коксохимремонт, Дмитровская теплоизоляция, Ангарское управление строительства.

Также на распределение долей ФО на рынке каменной ваты влияет возможность дешевого импорта, близость к сырьевой базе, развитость инфраструктуры и динамика строительства в регионе, советское наследие.

Рисунок 2 - Динамика соотношения долей федеральных округов в общем производстве минераловатной продукции в 2007-2011 гг. (%)

Дефицит теплоизоляционных изделий из каменной ваты в Дальневосточном ФО легко объясняется дешевым импортом из Китая. Незначительное производство материала в Южном федеральном округе определяется особенностями экономической деятельности региона, основной профиль деятельности которого - аграрная промышленность. Напротив, Урал, для которого характерно обилие полезных ископаемых, специализируется на производстве строительных материалов, в том числе теплоизоляционных. Стимулом к производству большого объема каменной ваты в Центральном ФО стала высокая активность строительного сектора в Москве и Московской области. Не стоит также забывать, что предпринимателю проще переоснастить существующий с советских времен завод, чем строить новый. Большинство подобных заводов расположено именно в ЦФО и УФО. Определенное воздействие оказывает и политический фактор - создание особых экономических зон, деятельность на территории которых связана с меньшими административными издержками. В связи с этим в ближайшем будущем стоит ожидать развития рынка теплоизоляционных материалов в Татарстане (ПФО).

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Исследование экономических показателей деятельности предприятия
Сельское хозяйство - это особая сфера материального производства и крупная отрасль, которая наряду с другими отраслями входит в состав национального хозяйства, т.е. экономики. Являясь частью экономики страны, отрасли различаются по целям, задачам, месту и назначению, своеобразию производимых продуктов и используемых для этого средств производства и предметов труда. Совокупность отраслей, объединенных единой цель ...

Использование основных производственных фондов
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Производственные фонды участвуют в процессе производства и являются самой главной основой деятельности любого предприятия. Они представляют собой наиболее дорогостоящую часть средств производства и обслуживают бо ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.