Анализ рынка строительных материалов в РФ

В 2008 г. российскими предприятиями было произведено 8 992 тыс. м³ теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты, что на 21,9% больше показателя 2006 г. В 2009 г. выпуск составил 12 426 тыс. м³, прирост - 38,19%. Несмотря на это, в 2008-2009 гг. на рынке минераловатной теплоизоляции имел место дефицит продукции. В 20010 г. прирост составил лишь 9,31%. Всего было произведено 13 583 тыс. м³ минеральной ваты. В 20011 г. выпуск увеличился на 11,82% до 15 188 тыс. м³. В текущем году стоит ожидать прирост до 7-10%.

Рисунок 1 - Динамика производства теплоизоляционных материалов из минеральной ваты в РФ в 2009-2012 гг. по месяцам, тыс. м³

Помимо сокращения темпов роста в 20010 г., особенностью в 2010 г. стало иное, чем в 2009 г., распределение выпуска по месяцам. Так, если в 2009 г. наиболее продуктивными были первые месяцы года, то в 2008 г. производство активизировалось только к лету. Также стоит обратить внимание на снижение объемов производства в первом квартале 2011 г.: лишь в марте объем выпуска минераловатной теплоизоляции сравнялся с показателями 2010 г. Во втором квартале текущего года производство развивается более активно: в апреле выпуск даже превысил уровень 2010г. С сентября 2011 г. объемы производства заметно превышали выпуск в соответствующий период 2010 г.

Ежемесячные показатели за 2012 г. более низкие, что вызвано, скорее всего, тем, что в текущем году не все предприятия успели предоставить федеральным органам данные об объемах выпуска.

Если рассматривать географический аспект производства минеральной ваты, обнаруживается, что безусловными лидерами на рынке каменной ваты являются Центральный и Уральский федеральные округа. Более того, в 2008 г. доля ЦФО увеличилась за счет Сибирского и Южного ФО. Доля Поволжского федерального округа остается неизменной на протяжении всего рассматриваемого периода. В Дальневосточном округе производство отсутствует. В 2009 г. распределение производства по регионам сохранилось примерно таким же. Лишь доля Южного ФО несколько увеличилась за счет доли Северо-Запада.

Небольшие предприятия с производством в 1-30 тыс. м³ не рассматриваются, поскольку их и так небольшая доля со временем лишь снижается. Это относится к таким организациям, как Новомальтинский завод стройматериалов, Норильский обеспечивающий комплекс, Коксохимремонт, Дмитровская теплоизоляция, Ангарское управление строительства.

Также на распределение долей ФО на рынке каменной ваты влияет возможность дешевого импорта, близость к сырьевой базе, развитость инфраструктуры и динамика строительства в регионе, советское наследие.

Рисунок 2 - Динамика соотношения долей федеральных округов в общем производстве минераловатной продукции в 2007-2011 гг. (%)

Дефицит теплоизоляционных изделий из каменной ваты в Дальневосточном ФО легко объясняется дешевым импортом из Китая. Незначительное производство материала в Южном федеральном округе определяется особенностями экономической деятельности региона, основной профиль деятельности которого - аграрная промышленность. Напротив, Урал, для которого характерно обилие полезных ископаемых, специализируется на производстве строительных материалов, в том числе теплоизоляционных. Стимулом к производству большого объема каменной ваты в Центральном ФО стала высокая активность строительного сектора в Москве и Московской области. Не стоит также забывать, что предпринимателю проще переоснастить существующий с советских времен завод, чем строить новый. Большинство подобных заводов расположено именно в ЦФО и УФО. Определенное воздействие оказывает и политический фактор - создание особых экономических зон, деятельность на территории которых связана с меньшими административными издержками. В связи с этим в ближайшем будущем стоит ожидать развития рынка теплоизоляционных материалов в Татарстане (ПФО).

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Малое предпринимательство
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпри ...

Инновационный фонд Казахстана
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации. Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику стр ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.