Организация внутренних перевозок

Внутренний транспорт играет особую роль в обеспечении стабильного функционирования промышленного предприятия. Этим определяется важность грамотной организации внутренних перевозок, скрывающей в себе значительные резервы экономии.

Рациональные внутренние транспортные связи должны устанавливаться на этапе проектирования предприятия либо во время его модернизации (при условии изменения размещения производственных подразделений и складов).

Проектирование внутренних перевозок на предприятии - это сложный процесс, в котором выделяют техническую, организационную и экономическую составляющие. Оно должно быть объединено с проектированием предприятия, либо с его реструктуризацией.

Начинается проектирование с принятия ряда обоснованных решений, важнейшими среди которых являются:

- расчет массы грузов, предназначенных для различных зон функционирования предприятия;

- топология размещения складов и производственных подразделений с определением длины маршрутов продвижения потоков;

- интенсивность потоковых процессов: постоянная, переменная, случайная и определяемая объемами и структурой производства и т.д.;

- базовый принцип транспортного обслуживания - «вытягивание» или «проталкивание» (например, либо склад сырья доставляет материалы на рабочие места, либо в роли организаторов снабжения производственного процесса выступают соответствующие структурные подразделения предприятия);

- базовый принцип организации внутренних перевозок: при помощи централизованного или распределенного транспорта.

После анализа и разрешения перечисленных проблем осуществляется проектирование внутренних перевозок, выбор транспортных средств, составление графика перевозок и т.п.

В зависимости от размещения пунктов приемки и выдачи материальных ценностей применяют одну из трех систем организации внутренних перевозок: маятниковую, лучевую или кольцевую.

Маятниковую систему организуют в случае, если перевозка грузов между двумя пунктами направлена только в одну сторону (обратный пробег чаще всего оказывается «холостым»). Лучевая система связывает один пункт отправки (получения) с несколькими пунктами получения (отправки) и также характеризуется, как правило, «холостым» обратным пробегом.

Кольцевая система организации внутренних перевозок более сложна, чем предыдущие. Она применяется для обеспечения транспортных связей между несколькими пунктами, если эти пункты расположены вдоль непрерывной линии, а грузы последовательно доставляются в одном и том же направлении от первого до последнего пункта. В случаях, когда существует как минимум три пункта доставки, планирование перевозок следует начинать с анализа возможности применить именно кольцевую систему.

Схематичное изображение рассмотренных систем представлено на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 Системы организации внутренних перевозок

Выбор транспортных средств, при помощи которых будут осуществляться перевозки, зависит от вида перевозимых грузов, условий перевозки, типа производственного процесса и финансовых возможностей предприятия. Оптимальный вид транспорта определяется путем анализа эффективности каждого из возможных в конкретных условиях видов и выбора наиболее эффективного из них.

Следующим этапом планирования перевозок является составление графика внутренних перевозок.

Графики работы стационарных транспортных установок (непрерывная транспортировка) составляются с учетом их максимально возможной пропускной способности и организации работы на предприятии. Например, на горнодобывающем предприятии график клетьевого подъема должен отражать время выдачи руды и породы, периоды, в течение которых производится подъем и спуск людей и материалов, а также перерывы в работе, необходимые для осмотра ствола и подъемного механизма. При этом необходимо стремиться к сокращению времени простоев оборудования и добиваться оптимальной организации процесса транспортировки.

Графики работы нестационарных транспортных средств, или графики движения, составляются на основе расчета продолжительности одного цикла (рейса) с учетом длины перевозки, средней скорости движения применяемого транспортного средства и простоев в местах погрузки, разгрузки и разминовки. При этом необходимо привязывать графики движения к тем производственным процессам, которые обслуживаются данным транспортом. Например, на горнодобывающих предприятиях, графики движения электровозов, осуществляющих доставку руды, увязывают с очистными и проходческими работами, с одной стороны, и режимом работы подъема, с другой. Для соблюдения этого требования перед составлением графиков движения устанавливаются графики подачи порожних составов и материалов на эксплуатационные участки, графики организации работ в очистных и подготовительных забоях и графики профилактического осмотра и ремонта горных выработок.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Машиностроительный комплекс Свердловской области
Актуальность исследования состоит в том, что в условиях развития в Российской Федерации рыночных отношений коренным образом изменились организационно-экономический механизм и правовые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями товарно-материальных или нематериальных ценностей. В значительной степени эти изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса, ...

Коммерческое ценообразование
Цена в условиях рыночной экономики - важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия. Ценообразование в общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от предприятий розничной торговли, которые для покрытия расходов от реализации товаров включают торговую надбавку в розничные цены, предприятия общественного питания ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.